Как заработать композитору

Многие задают вопрос, получают  ли  композиторы  что-то  за свои труды. По  имеющейся  информации,  те композиторы, которые сумели оказаться в нужном  месте  и в нужное время, скорее всего получают, причем немало. Часто они работают как аранжировщики. Вот сидит такой композитор при каком-нибудь  оркестре  и  с  завидной  регулярностью делает авторские обработки,  которые  продает (за хорошие деньги!) оркестру  или  театру,  причем на постоянной основе много лет подряд.  В  этом  случае,  все решают личные хорошие связи  в  среде  искусства  (чтобы  оказаться на нужном месте в нужное время).
Конечно,  так  удается  устроиться не всем. Отсюда другой вопрос – как заработать  деньги  среднестатистическому композитору.

ИТАК, что же делать композиторам? Как продавать свои ноты, как продвигать свое творчество и делать его доступным для интересующихся. Изложим наши соображения по пунктам. Возможно что-то будет звучать кощунственно, но  будем говорить прямо.

Начнем с теории.
1) Вначале поймем, что СССР больше не существует, вместе с ним не существует и прежняя политическая и экономическая системы, а именно - плановая экономика. При плановой экономике было много удивительных вещей, например, лыжи, продающиеся в каком-нибудь Узбекистане, где они были даром никому не нужны и полное отсутствие этих самых лыж где-нибудь в Карелии. Стандартная убогого качества и дизайна одежда, обувь, мебель, выпускающаяся фабриками. Т.к. эти самые фабрики абсолютно не интересовало, будет ли спрос на такой товар, будут ли его покупать. Был только план. Помимо этих "прекрасных" черт плановая экономика имела массу отрицательных сторон, о которых можно говорить очень долго.
Вернемся к нотам. По все той же причине только при плановой экономике могли существовать такие ситуации, как в описываемой цитате:

«В советские времена авторов поддерживали на государственном уровне: министерства культуры (как общесоюзное, так и республиканские) выкупали у композиторов сочинения в соответствии c категорией, которую имел каждый автор»

Говоря проще, композитор просто получал деньги за то, что он – композитор и что он пишет какие-то сочинения. Никого, (как в случае с фабриками, о которых писалось выше) не интересовало, будут ли пользоваться спросом его произведения, будет ли их кто-то исполнять. Причем получал композитор не столько, сколько он хотел бы, а столько, сколько за него решила его родная коммунистическая партия и в зависимости от категории. Критерии по которым устанавливалась эта самая категория, весьма расплывчаты и часто зависели вовсе даже не от профессиональных качеств условного композитора, но от совершенно других его личностных качеств.
То же самое было и с художниками, и вообще с многими другими представителями сферы культуры, искусства. Т.е. композитору, грубо говоря, просто платили за то, что он композитор. По сути, то же самое было и в других сферах. Допустим, инженер Вася сидел в каком-нибудь НИИ и занимался какой-то работой (или создавал видимость этой работы). За это он получал 120 рублей в месяц. Уволить Васю было сложно, да и никого особо не интересовало чем он занят, если работник откровенно не пил и не прогуливал работу. Все были довольны.

2) В настоящий момент мы имеем подобие рыночной экономики. По крайней мере мы вроде как последние несколько десятков лет все к ней стремимся. Основные понятия в рыночной экономике тут потребитель, услуга, товар, спрос, предложение. Скажем, никто не будет выпускать специальные расчески для причесывания сусликов, если будет знать, что они никому не понадобятся. Никто не будет делать некрасивую убогую одежду, зная, что ее не купят и производитель просто разорится. Ну и где же тут в этой схеме  ноты и композиторы? Ноты у нас – это товар. Проблема с тем, чтобы определить целевую аудиторию (потребитель), кто будет эти самые ноты у нас покупать.

3) "…библиотеки должны взять на себя почетную миссию поддержать таких музыкантов, покупая у них хотя бы копии рукописей... "

Библиотека – бюджетное учреждение, финансируется по большей части государством, поэтому спасибо и на том, что есть. Может быть они (библиотеки) и рады бы осчастливливать всех композиторов щедрыми денежными потоками, но к сожалению, это не в их компетенции. Они делают то, что им поручено и на что отводится бюджет. Бюджет, бюджет.. вот мы и подходим к следующему пункту.

4) Государство должно…. (помогать, поддерживать, покупать, осуществлять, выплачивать.. и.т.д.)

С этим конечно трудно поспорить. Очень хотелось бы, чтобы государство было должно нам, причем желательно каждому и побольше. Наверное каждый (и не только композитор!) тоже бы не отказался. Но мы имеем то государство, которое имеем.  Да и вообще, сейчас в России кризис, всякие там санкции, а еще надо Сирии, да и другим странам усиленно помогать. Какие уж тут ноты и композиторы с музыкантами. Да что уж там ноты, спасибо за то, что культура еще существует.

Теперь перейдем к практике.

Часто слышны жалобы композиторов на то, что издательства не способствуют в распространении нот композиторов и не выкупают их ноты (со ссылками на советское время, когда трава была зеленее и все было хорошо)

1) Никакое издательство не обязано заниматься несвойственной ему работой. Здесь стоит все-таки определиться, что такое вообще нотное издательство. Говоря совсем упрощенно, это вроде типографии, печатного салона, который специализируется именно на печати нот (а не календарей, книг и.т.д). Так, если вы придете в обычный печатный салон и попросите чтобы вам набрали ноты с вашей рукописной партии, то вам, скорее всего откажут, т.к набор нот – своя специфика, свои специалисты со специальным образованием, специальные компьютерные программы. С этой целью и существуют нотные издательства. Почему издательство будет подготавливать и печатать нотные материалы бесплатно? Это очень большой труд, как подготовка нотного материала, так и его набор, его печать. Это труд людей, работа кучи оборудования. Все это должно оплачиваться. Здесь позиция издательства абсолютно правильна. Если вы хотите иметь качественно отпечатанные ноты, с обложкой, в нужном количестве, то действительно, следует обращаться в издательство и платить за это деньги. Издательство - это всего лишь коммерческая организация которая получает деньги за продажу своих качественных услуг.

2) Продвижение нот и их распространение - это не работа издательства. В данном случае это то же самое, как обижаться на аптеку, за то, что там не пекут пирожки или не продают строительный инвентарь. Каждый должен заниматься своим делом. Издательство должно делать свою работу – издавать то, что требует автор. Желательно качественно и в срок. ВСЕ.

А кто же должен тогда делать продвижение и распространение изданий?

А вот здесь два варианта.

Первый вариант - Если композитор активный, и разбирается в современных технологиях, то он может все это сделать сам, при этом значительно сэкономив свои средства.
Второй вариант – различные концертные артистические агентства. Они как раз и специализируются на том, чего вы почему-то хотите от издательств. Такие агентства и должны заниматься поиском мест для выступлений, поиском возможностей продвинуть ваше сочинение . Думать как это лучше сделать и.т.д. продумывать раскрутку, рекламные кампании…Устраивать концерты из сочинений молодых композиторов.
Проблема в том, что вот этот самый второй вариант у нас, в отличие от Европы или США находится в каком-то зачаточном состоянии. Да и вообще, все что касается менеджмента в сфере культуры и искусства – это поставлено очень плохо. Скажем точнее – этот менеджмент если присутствует, то лишь в каких-то крупных организациях. Оркестры, театры… А просто композиторы, исполнители, варятся в собственном соку. Кто может – сам, кто не может… ну вы поняли.

Издательства «издают книги и ноты за счет авторов»
Как мы уже выше говорили, деньги надо платить. Вопрос только, чьи. В нашем случае получается что кроме самого композитора, платить некому. Верить в то, что государство вдруг с чего-то станет поддерживать музыкантов и бесплатно им печатать ноты в коммерческих издательствах, (а еще бесплатно выдавать всем композиторам квартиры и ежегодный отпуск на теплом море), к сожалению, похоже на сказку. Если брать западный опыт, там развита такая тема, как спонсорство. Бизнесу там выгодно помогать культуре, искусству, т.к. в этом случае, к примеру, в качестве бонуса от государства, бизнесмену уменьшают налоги и.т.д. Вот такой бизнесмен может учредить фонд какой-нибудь помощи музыкантам или адресно кому-то помогать…
Ах ну да, мы же в России..

А у частных лиц, коими являются авторы, библиотеки приобретать эти издания не вправе...

Тут мы имеем дело с какими-то устаревшими правилами, рамками, которые были установлены еще в советское время и с тех пор не видоизменялись. К сожалению это во всей культуре так. А возможно и в других сферах. Вот  к примеру, по достоверной информации, в одном из российских оркестров каждому оркестранту положена ежемесячная доплата за амортизацию инструмента. (Это за то, что музыкант играет на собственном, а не служебном инструменте). Так, к слову, средняя цена нормальной мастеровой скрипки (не Страдивари, а так себе, обычной, рабочей) – около 100 тысяч рублей и выше. Так вот, как вы думаете, какую ежемесячную надбавку выделяет наше щедрое государство для музыканта? 1000 рублей? А может быть 500 рублей?  Барабанная дробь…. 46 рублей и сколько-то там копеек. Когда кто-то там выяснил, откуда такая космическая сумма берется, показали какую-то тарификационную таблицу от 1975 года, на основе которой и делается расчет.
Вообще такое впечатление, что культура и искусство по пути из плановой экономики в рыночную где-то по пути заблудилась. По причине отсутствия финансирования в культуре и искусстве вообще разбиваются многие начинания, идеи. Вывод – или за свой счет или искать спонсоров.

А сколько музыки безвозвратно утрачено или пылится на чердаках из-за безразличия и равнодушия потомков к наследию композиторов, ушедших в мир иной?! Вот еще одна острая проблема, c которой постоянно приходится сталкиваться. Ноты приходится разыскивать и добывать неисповедимыми путями.

Да, это так и есть. Причем, если в Москве, СПБ, Казани, еще каких-то крупных городах может быть и есть специальные нотные магазины, то во всей остальной России ничего подобного нет. Как правило, если есть – это какой-либо отгороженный закуток при музыкальном училище или одна полка с нотами в книжном магазине. Ноты в таких магазинах отобраны по какому-то хаотическому принципу. Да, в наше время можно любые ноты (почти) найти в интернете, часто бесплатно. Проблема в том, что старшее поколение с интернет не дружит. Да и еще, желательно бы английский хорошо знать, т.к. много нот на зарубежных сайтах лежат. Вообще, часто бывает, на нашем сайте заказывают, просят найти ноты каких-либо современных обработок, но мы никак не можем помочь, т.к. таких нот физически нигде не существует. А ведь те композиторы, которых искал покупатель, могли бы продавать свои ноты ему, получать доход…

Теперь поговорим, что же делать композиторам, как продвигать (или продавать?) свое творчество.

Итак, композиторам надо прежде всего начать с себя. а именно:

"...Сейчас такая ситуация, что композиторам приходится самим платить издательствам, да еще и исполнителям. ..."

На первый взгляд это по меньшей мере странно, но с другой стороны - все верно. Как уже говорилось выше, издатели не обязаны за бесплатно печатать кучу нот всех желающих композиторов с риском того, что эти затраты не окупятся. Если композитор желает – он оплачивает эти риски из своего кармана и печатается за свои деньги.
Тут дело в том, что политика для начинающих композиторов и для получивших известность, не может быть одинаковой. О чем это мы? А вот о чем: А надо ли издавать ноты в бумажном виде молодым композиторам? Которых еще никто никогда не слышал и не знает? Кто  потенциальный покупатель подобных нот? Каким вы видите его портрет? Сумасшедший коллекционер? Музыкант которому нечем заняться в свободное время? На наш взгляд, смысл в печати нот в бумажном виде через издательство имеет смысл для уже зарекомендовавших себя композиторов, композиторов с именем, либо для тех композиторов, произведения которых, по какой-то причине у всех на слуху.
Вот, допустим,  если вы бываете в книжных магазинах, можно иногда слышать, как заходят в магазин люди и спрашивают книгу такого-то автора. Вот в таком случае, когда на слуху имя композитора и есть спрос на его ноты, есть смысл печататься.

А в чем смысл печати бумажных нот в издательстве для никому неизвестного композитора Ильи Иванова, закончившего консерваторию 3 дня назад???? Ну нет в этом никакого смысла!!!. Нет, конечно можно, для важности, поставить ноты себе на полку, раздать друзьям, коллегам… Ну а дальше что. Кто купит эту сонату Ильи Иванова для скрипки с фортепиано кроме его близких друзей-скрипачей? И можно ли в этом случае говорить о увеличении известности этого самого композитора? Нет.

Теперь о финансах, затратах и продвижении творчества композитора.

….Многие композиторы (даже известные!) не имеют возможности не только издавать свои сочинения, но зачастую даже оплатить компьютерный набор нот…

Описанное звучит очень страшно. Не думаем, что набор нот на компьютере настолько дорог, что у композитора (известного!!!) нет финансов. Тогда вопрос, а на еду у такого  композитора деньги есть? Если и на еду нет, тогда все совсем очень плохо и такому композитору надо срочно менять сферу деятельности.
Вот информация для примера с форума "классика" - Мы посмотрели, сколько сейчас берут за компьютерный набор нот. От 50 рублей за страницу. Думаем, в музучилищах студенты и за 20 рублей страница возьмутся.  Самое главное – дело это несложное. Оно просто нудное и отнимает много времени.
Если композитор не готов оплатить время тому человеку, который умеет набирать ноты, он может сэкономить свои деньги и набрать ноты самостоятельно. Программы все (Finale, Sibelius) в интернете лежат, Руководства по использованию тоже навалом. Форумы открыты – не понятно – общайся – помогут. Вобщем, было бы желание – все можно сделать. Программы для набора нот не требуют познаний высшей математики и изучаются интуитивно. Все там довольно просто.

"Денег у меня лишних нет, а учиться набирать ноты на компьютере я не хочу (возраст уже не тот, с компьютером не дружу, лень, и.т.д. )"

В этом случае можно только посочуствовать, т.к. лежать как Емеля на печи и ждать чтобы пироги сами в рот залетали - не выйдет. Под лежачий камень вода не течет. Добрый волшебник в голубом вертолете к вам не прилетит и бесплатно вам ничего делать не будет. Если хотите жить с мечтами об ушедшем СССР, живите. Здесь помочь нечем. Кто хотел - стал что-то делать, учиться, совершенствовать свои навыки, знания, теперь успешен. Вообще сейчас такое время, что нужно многому учиться.

Следующая цитата:

….Нынче же малоимущие авторы (к которым относятся и многие известные композиторы) редко когда могут оплатить даже исполнение собственных сочинений.

Ну если собственное сочинение должен исполнять скрипач или пианист с мировым именем, то, естественно, вряд ли у кого-то даже известного композитора найдется такое количество денег. Но неужели у композитора вообще нет ни друзей ни знакомых музыкантов которые за символическую плату или подарок исполнят один раз его сочинение?

Вот мы НАКОНЕЦ-ТО подошли к схеме продвижения или продажи нот.

Вообще Первоначально должно идти продвижение композитора. Как это может выглядеть?

  1. Условный композитор Илья Иванов написал новое сочинение и хочет чтобы о нем узнали много-много музыкантов, а может быть даже чтобы кто-нибудь его исполнил.
  2. Этот самый Илья Иванов находит знакомых музыкантов. За символическое вознаграждение друзья - музыканты  исполняют новое сочинение. Все происходящее записывается на видео.
  3. Видео выкладывается в Youtube.
  4. Это самое видео далее выкладывается в тематических группах композиторов вконтакте, на Facebook. Если знаете язык – в зарубежных сообществах композиторов. Есть сотни сообществ, где общаются композиторы, выкладывают свои видеозаписи, аудиозаписи, общаются, делятся впечатлениями. Причем зарубежных сообществ больше. Также есть всяческие форумы, где общаются музыканты, исполнители, композиторы. Видео выкладывается там. Со временем ваше видео начинают обсуждать. Кому-то понравится. Кто-то даже ноты захочет взять поиграть. Вот мы и подходим к самому интересному.
  5. Ноты у композитора должны существовать в электронном виде (а именно, набраны в любом нотном редакторе и сохранены в PDF). PDF формат можно открыть на любом компьютере, планшете или смартфоне, как правило без установки дополнительных программ. Ноты не должны быть в виде каких-то отдельных Jpeg-картинок, в TIFF-файлах или в формате нотных редакторов, т.к. это либо очень неудобно, либо в этом случае их сможет открыть и прочитать только три с половиной профессионала. Если вы хотите, чтобы ваши ноты смог увидеть кто-то кроме композиторов-профессионалов, тогда  ТОЛЬКО PDF и никак иначе!!!
  6. Илья Иванов загружает ноты на свой собственный сайт. Как, у вас еще нет своего сайта?????– это непорядок. У каждого уважающего себя музыканта или композитора должен быть сайт. Если у вас нет сайта, как же кто-то узнает о вас? вашей биографии? вашей деятельности? вашем творчестве? о ваших наградах????…Где вы будете представлять свои новые сочинения?  Сайт должен быть. В какой-то книге по музыкальному менеджменту запомнилась фраза «В наше время, если вы не представлены в интернете, вы не существуете»
  7. На этом самом сайте ноты вы можете выложить как для свободного скачивания, так и для покупки. Все это делается крайне просто. Скажем вам, что технически вся настройка там сводится к тому, чтобы указать папку с файлами нот, цену и электронный кошелек куда будут средства поступать от покупателей. ВСЕ.
  8. Таким образом желающие скачивают ноты с вашего сайта либо бесплатно, либо за ту цену, которую вы сами установите. Все получаете вы. Никаких посредников. Для России используется платежная система Яндекс.Деньги, для всего остального мира – PayPal.

Как видите, все просто.

И еще плюс в онлайн-размещении нот  – так вы охватите весь мир, а не только тот тираж, который смогли оплатить.  Поэтому наш совет любому композитору -  сделать свой сайт и там размещать свои ноты. Желающие могут и продавать их в электронном виде прямо там же. ИНТЕРНЕТ- это та среда, которая сводит вместе композитора и тех людей , кому  нужны его ноты.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое