Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll


Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll. Скачать ноты Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll вы можете на этой странице. Соната для скрипки и фортепиано без преувеличения может быть названа произведением новаторским. И это справедливо отмечают едва ли не все, кто занимался творчеством Арно Бабаджаняна.

Художественная ценность музыки сонаты заключена в огромной действенности, в той борьбе страстей, которая выражает гуманную идею автора. Драматически-напряженная, она заставляет себя слушать, ее отличает очень динамичное развитие. Появившись, Скрипичная соната была сразу замечена, получив достойную оценку музыкальной общественности. Партия фортепиано настолько технически сложна, требует такой растяжки рук, что некоторые пианисты стараются специально приспосабливаться к ней.

Что касается партии скрипки, то она очень трудна, — например, в целом ряде эпизодов, требующих виртуозно отточенной техники, и по-своему особой метроритмической структурой финала, что прежде всего предполагает весьма высокий и как бы всеобъемлющий профессионализм исполнителя.


Для просмотра первых страниц произведения Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll щелкните по уменьшенному изображению.

Ноты в формате PDF

Партия: 18 стр. 4748 K

 

Клавир: 42 стр. 13963 K

 

Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll - Партия - первая страница Бабаджанян - Соната для скрипки b-moll - Клавир - первая страница
Скачать ноты (300 руб.) Скачать ноты (300 руб.)
Образный строй произведения обращен, надо полагать, прежде всего к слушателю с пытливым умом, способному обобщенно мыслить. Известно, что композитор собирался предпослать сонате эпиграф, смысл которого отражал бы его призыв к добрым, прогрессивным силам человечества сохранить мир на нашей планете . Видимо, Бабаджанян не был тверд в своем намерении (соната издана без этого эпиграфа), или что-то могло этому помешать. Так или иначе, но предполагавшийся эпиграф был заменен посвящением Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Отсюда и музыка произведения, не только очень искренняя, но и по-своему исповедальная. В ней есть нерв и драматический накал, и чуткий слух не может не заметить, что широкий мелодизм Бабаджаняна уступает здесь место речитативному началу, плавные линии — будто бы колючим и заостренным.
В Сонате для скрипки и фортепиано армянские интонации, чаще всего ощутимые в поэтических эпизодах сочинения, воплощены приемами эскизного контурного письма. Протяженные мелодические образования уступили здесь место коротким, но очень национально характерным и впечатляющим, в них заключены столь же характерно национальные элементы ритма. Это придает особенное своеобразие музыке Скрипичной сонаты, сразу же обращающее на себя внимание. Во вступительном диалоге скрипки и фортепиано — области Grave — рождается образная, а главное, значительная по своему содержанию музыка. В ней есть то, что составит затем смысл всех трех частей Сонаты: мелодия, тяготеющая к речитативной лексике; контрасты — извечные стимулы развивающихся музыкальных мыслей; наконец, сами мысли, придающие всему повествованию явно философскую направленность.
Привлекают внимание пафос, присущий некоторым видам народных песен Армении, очень характерные для ее фольклора короткие — преимущественно в интервале малой терции — выразительные мелодические ходы с их капризной ритмикой. Наконец, в Grave, в низком регистре фортепиано появляются тяжелые октавы — своеобразный лейтмотив, порождающий две важные темы: главные партии в Allegro energico (I ч.) и в Allegro risoluto (III ч.). Во всей музыкальной драматургии Сонаты особое — и очень важное — место как раз и занимают те небольшие островки, где ощущается тонкий аромат истинно национальной лирико-драматической стихии. Достаточно привести побочную партию Allegro energico и так неожиданно появляющуюся после нескольких таинственных, явно скерцозных реплик скрипки (pizzicato) основную тему Andante sostenuto (II ч.), первое проведение которой поручено фортепиано.
Стоит обратить внимание еще на одну особенность той же второй части: все, так или иначе связанное с национальными музыкальными истоками, сказано просто, без каких-либо особых фактурных и гармонических изысков. По внешним формальным приметам Соната для скрипки и фортепиано — камерное сочинение, состоящее из трех частей: быстрой — медленной — быстрой.  Склонный к полифоническим приемам письма, Бабаджанян и в этом сочинении привлекает их в качестве одного из выразительных средств музыкальной драматургии. В музыкальной драматургии Сонаты чрезвычайно важен метроритмический рисунок, едва ли не целиком базирующийся на фольклорной основе.  
Первыми, кто публично сыграл Скрипичную сонату Бабаджаняна, были ереванский скрипач А. Вартанян, ранее, как известно, вошедший в первый же состав исполнителей Фортепианного трио композитора, и сам автор. И так как это сочинение не могло остаться незамеченным, Сонату постепенно включали в свой репертуар те из скрипачей, кто, концертируя, серьезно занимался камерным ансамблем.  Успех Скрипичной сонаты Бабаджаняна на концерте был грандиозным. Автора музыки поздравляли решительно все.
 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Контакты.: +4917628965148    
Ноты для альта, скрипки и многое другое