Барток - Соната для скрипки соло


Барток - Соната для скрипки соло. Скачать ноты Барток - Соната для скрипки соло вы можете на этой странице. В Сонате четыре части: Tempo di ciaconna, Фуга, Мелодия и Prestissimo. Жанровые признаки старинной полифонической сюиты сочетаются здесь с развитыми структурами сонатного аллегро (первая часть) и рондо (финал). Более или менее привычен для Бартока драматургический план цикла: от густо заплетенных и нервно возбужденных начальных частей (Чакона и Фуга) — через более прозрачную, созерцательно-лирическую Мелодию — к быстрому, жанрово танцевальному Финалу. После ряда широко доступных сочинений реалистического плана Барток в этой Сонате вновь — в последний раз —отдал дань экспериментаторским склонностям. В отличие от только что созданного Концерта для оркестра, Соната трудна для восприятия — и не только в силу своей тембровой исключительности (скрипка соло), но также из-за хроматической изощренности ладогармонического строя. Ее стилистическая направленность, пожалуй, ближе к наиболее сложным квартетам Бартока, нежели к его поздним сочинениям, отмеченным высокой простотой и ясностью мысли. Принято считать, что Соната была написана по внушению Иегуди Менухина, которому композитор был горячо ¡признателен за активную пропаганду его сочинений. Однако имеются сведения, что идея создания сольной скрипичной сонаты была подана Бартоку значительно раньше турецким скрипачом Лико Амаром.
Для просмотра первых страниц произведения Барток - Соната для скрипки соло щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 18 стр. 5011 K

 

Клавир: Отсутствует

 

Барток - Соната для скрипки соло - Партия - первая страница Барток - Соната для скрипки соло - Клавир - первая страница
Скачать ноты (300 руб.)
Партия скрипки поражает густой аккордикой, полифонической насыщенностью, обилием трудных пассажей, скачков, орнаментов, регистровых перекличек. Каждая из четырех частей выдвигает перед исполнителем все новые технические задачи: в Чаконе — размашистые четырехзвучные аккорды, обыгрывание крайне высоких регистров (вплоть до ре и ми четвертой октавы), в Фуге — трудно осуществимый эффект четырехголосного фугированного проведения с выдержанным противосложением, в Мелодии — смена arco и pizzicato, техника флажолетов, в Финале — легко порхающие фигурации, исполняемые con sordino острием смычка. Трудная перекличка регистров в экспозиции Чаконы или в разработке Фуги создает впечатление по крайней мере двух одновременно звучащих скрипок.

Сложнейшая контрапунктическая ткань — с бесконечными имитациями в разных этажах скрипичного диапазона требуют от исполнителя исключительной сноровки и точности. К числу особых эффектов, вводимых композитором, принадлежат необычные приемы игры pizzicato (например, попеременно пальцами правой и левой руки). Утрированный техницизм Сонаты вызывает в памяти один из самых «сверхвиртуозных» опусов Бартока — его фортепианные этюды ор. 18; но если Этюды сосредоточили в себе определенный круг исполнительских находок концертирующего пианиста, то труднейшая Соната написана музыкантом, вовсе не владевшим искусством игры на скрипке, что не может не вызвать удивления.
Некоторая близость к современному «неоклассицизму» более всего заметна в первых двух частях Сонаты. Тяжеловесная поступь медленного трехдольного танца и пышное «хоральное» изложение роднят музыку Чаконы с аналогичными образцами баховско-го инструментализма. Но первая часть вовсе не укладывается в рамки старинной танцевальной миниатюры; это — многотемное сонатное аллегро с острейшими образно-эмоциональными контрастами. Нарастание тяжелых нервно-экспрессивных звучаний (с пометками marcato и ruvido — грубо), обилие яростно звучащих пассажей (параллельными квартами, ма-
лыми секундами и т. п.) выдают характерную манеру Бартока; о том же свидетельствуют острые ритмические обороты, связанные с мадьярской народно-песенной стихией.

Вторая часть — сравнительно редкий у Бартока пример использования классической формы фуги в качестве самостоятельной части цикла Правда, здесь можно говорить скорее о «Фуге-фантазии», ибо классическая схема трактована автором с максимальной свободой: об этом говорит и варьированное изложение темы уже в пределах экспозиции и резко измененный, преимущественно аккордовый строй репризы. Своеобразное строение темы — из коротких мотивов, разделенных паузами, позволило Бартоку сконструировать развитую полифоническую форму и мастерски достичь эффекта попеременного вступления четырех голосов. Сложные контрапунктические кунштюки применены в разработке (например, канон с использованием отрывков темы в обращении). Строгая логика конструкции не помешала автору насытить музыку Фуги сильными эмоциями, в которых преобладают твердая мужественность или яростный напор.

После двух драматически экспрессивных частей медленная певучая мелодия создает известное просветление. Здесь преобладают скромное одноголосие
и мягкие звучности, порой украшенные таинственным флажолетными красками. Проникновенный лирический напев, мелькнувший в среднем разделе (con sordino) напоминает о душевной простоте мадьярской деревенской песни. В репризе автор существенно изменяет начальную тему, подвергая ее изощренному орнаментально-вариантному развитию.

И наконец, в финальном Prestissimo господствует атмосфера фантастической вьюги, неясного лихорадочного движения, укрытого пеленой тумана. Хроматически «завывающие» пассажи под сурдину вызывают в памяти жуткое инфернальное Скерцо из Четвертого квартета. Но среди этой зловещей сумятицы дважды возникают ярко контрастирующие жанровые эпизоды в духе остро пунктированных трехдольных танцев. Их задорная ритмика и бесхитростный мелос вносят в музыку свежий отзвук народного музицирования.
 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Контакты.: +4917628965148    
Ноты для альта, скрипки и многое другое