Берг - Концерт для скрипки


Берг - Концерт для скрипки. Скачать ноты Берг - Концерт для скрипки вы можете на этой странице. Обращение Берга в конце жизни к жанру скрипичного концерта было подготовлено предшествующим творчеством композитора и традициями немецкой романтической музыки XIX века. Берг воспринял от них и необычайно богатый диапазон лирических образов, и опору на интонационный строй бытовой музыки, и свободу в трактовке цикла и каждой части. Так же как и у многих композиторов-романтиков, концерт у Берга превратился в своеобразный концерт-поэму.
Берг доказал в концерте возможность естественного сочетания нового додекафонного метода с традиционными для классического и романтического искусства средствами: интонационной рельефностью и жанровой определенностью тематизма, строгими формами и элементами тональной организации. Своеобразие композиции концерта не только в двух-частности и в отсутствии привычной формы сонатного allegro, но и в симметричном строении каждой части, состоящей из двух разделов. Каждый из разделов раскрывает индивидуальный круг образов, достаточно контрастный по отношению к соседним разделам. В этом стремлении объединить важнейшие тематизм и тональности концерта, возможно, и проявилась для Берга философская идея сочинения — конечного примирения неба и земли, человеческого горя и радости.



Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Берг - Концерт для скрипки щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 15 стр. 1451 K

 

Клавир: 51 стр. 3021 K

 

Партитура: 97 стр. 4563 K

 

Берг - Концерт для скрипки - Партия - первая страница Берг - Концерт для скрипки - Клавир - первая страница Берг - Концерт для скрипки - Партитура - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (1499 руб.)
Бергу оказалось очень близким стремление романтиков заменить чистую виртуозность мелодической насыщенностью каждого инструментального технического приема, «уравнять» значение партий солирующего инструмента и оркестра. Берг, аналогично Р. Штраусу, до предела дифференцировал оркестровую партитуру, максимально увеличив самостоятельность не только каждой группы оркестра, но и отдельных инструментов. Признаки явной концертности ощущаются лишь в каденции концерта (II часть), где сложнейшие приемы скрипичной техники использованы Бергом в качестве средства довести лирическую экспрессию до высшего уровня.
1-й раздел — Прелюдия. Небольшая интродукция пронизана зыбким, почти эфемерным звучанием квинтовых арпеджированных фигураций, передаваемых от солирующей скрипки различным инструментам в оркестре. Одно из основных назначений интродукции — подготовить появление основной темы — серии концерта — и наметить ведущие тональности. Для придания большей устойчивости форме всего сочинения Берг ограничивает каждый раздел концерта достаточно ясными гармониями, освещающими эти тональности.
Основная тема первой части (серия) содержит в себе весь основной интонационный комплекс сочинения и основу гармонической ткани. Ее ровное восходящее движение по терциям, с окончанием на отрезке целотонной гаммы создает спокойное лирическое настроение, которое сохраняется почти на протяжении всего раздела. Строение темы-серии в виде цепочки минорных и мажорных трезвучий, накладываемых друг на друга (последний звук первого трезвучия совпадает с первым звуком второго и. т. д.), создает у слушателя привычные представления о гармонической определенности.
В первом разделе Прелюдии тема-серия сохраняет в основном свой целостный облик и подвергается типичным для додекафонии приемам развития — инверсии, транспозиции на разные интервалы. В среднем разделе Берг использует прием вычленения из серии отдельных сегментов (то есть неполной серии), различные виды имитацион-но-полифонического изложения, включая и stretto. Реприза возвращает уравновешенное эмоциональное состояние начала прелюдии и одновременно выполняет роль связки ко второму разделу части.
2-й раздел — Скерцо. Он отличается от Прелюдии в первую очередь своим жанровым колоритом. Три темы, на которых строится первый раздел скерцо, близки вальсу и лендлеру. Богатство оттенков обусловлено разнообразием приемов использования серии.
Однако весь этот раздел скерцо меньше всего похож на жанрово-бытовую зарисовку. Жесткие гармонии, построенные на звуках серии, вступают в своеобразный конфликт с относительно простой мелодией и танцевальным ритмом. Все это производит впечатление гротескного переосмысления танца, напоминающее «жанровые» сцены в «Воццеке», и вносит в концерт первые признаки серьезного нарушения эмоционального равновесия.
Появление в кодовом построении скерцо подлинной каринтийской народной песни воспринимается как огромной силы контраст. Неприхотливая мелодия с достаточно простой гармонизацией трезвучиями80 создает образ откровенного чистосердечного высказывания:
Использование народной песни в додекафонном сочинении оказалось возможным для Берга, так как в интонационном отношении она была уже подготовлена начальным трезвучным построением серии и ее заключительным целотонным тетрахордом.
Первый раздел II части —Каденция — вносит самый острый в концерте образный контраст по отношению к предыдущему разделу. 3десь господствует стихийный поток эмоций, основанный на частой и резкой смене разных состояний, нередко предельно напряженных. Здесь сталкиваются и противоборствуют различные тематические образования (не всегда связанные с серией), крайние регистры, контрастные типы изложения, динамики. Форма Каденции лишена конструктивной четкости предыдущих разделов, кроме того, в ней отсутствует даже ограниченно понимаемый Бергом тональный устой.
В Каденции тема-серия используется только в виде кратких мотивов, которые, особенно в заключительном разделе, сопровождаются комплексными аккордами, иногда состоящими из 8, 10, а иногда и 12-ти звуков. Некоторые из них, подобно кульминационным моментам из «Воццека», передают крайнюю степень страдания и отчаяния человека:
В заключительном разделе концерта — Вариации на хорал — Берг использует возвышенно-отрешенный хорал из кантаты № 60 И. С. Баха. Текст хорала обращен к небу, которое должно утешить человека в горе. Цель заключительного раздела — «примирить» основной тематизм концерта.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое