Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23


Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23. Скачать ноты Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23 вы можете на этой странице. В этом концерте, как и в других произведениях, важнейшим определяющим качеством композиторского облика Хренникова всегда был и остается его неповторимый и яркий мелодический дар, его приверженность мелодии как основе, на которой он строит свои сочинения. Концерт для скрипки N2 имеет ритмическую простоту и четкость, монументальность и целостность формы, гармоническую смелость и целесообразность. И смелость не в чередовании сложных гармоний. Фактурная простота и ясность, преобладание мелодического начала, так как наибольшая выразительность музыки заключается именно в мелодии, и динамичность - вот признаки настоящего произведения Тихона Хренникова.
Для просмотра первых страниц произведения Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 17 стр. 581 K

 

Клавир: 45 стр. 1749 K

 

Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23 - Партия - первая страница Хренников - Концерт для скрипки N2 op.23 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
В 1975 году Хренниковым был написан второй скрипичный концерт, который был впервые сыгран Коганом в Ярославле с местным симфоническим оркестром под управлением дирижера В. Барсова. Хренников был уже давно знаком с этим коллективом, всегда проявлявшим интерес к современному музыкальному творчеству, играл вместе с ним свой фортепианный концерт. Не случайно он избрал Ярославль местом своей новой премьеры. Затем концерт был сыгран в Москве и других городах, завоевав признание слушателей. Композитор не повторил концепцию Первого скрипичного концерта, нашел новые принципы построения, новые образы. Правда, во Втором скрипичном концерте также преобладает виртуозность, господствует стихия быстрого движения, ритмической импульсивности, но все это выступает в ином плане, в иной образной сфере, что особенно ощутимо во второй и третьей частях. В музыке много живости и остроумия, неожиданных контрастов. Изложение сжатое, избегающее всего лишнего, в чем также есть черты близости с Первым скрипичным концертом.

Первая часть начинается энергичными пассажами скрипки, играющей без поддержки оркестра и сразу задающей тон быстрого, почти беспрерывного движения, в котором возникают краткие мелодические фразы, оттеняющие общую устремленность. Блестящие пассажи, идущие ровными восьмушками, в паузах солирующей скрипки подхватываются оркестром, что придает изложению еще более эффектный характер. Так создается цельный образ первой части, в которой господствует организующая сила ритмического движения, пленяет жизнерадостность и полетность музыки, расцвеченной яркими тембровыми контрастами.
Эту часть можно рассматривать как токкату, в которой моторное начало выступает в четких пассажах скрипки и репликах оркестра, являющегося равноправным партнером ансамбля. При всем богатстве фактуры оркестр ничуть не заслоняет главную партию — композитор внимательно следит за равновесием всех элементов партитуры. Первая часть концерта трудна для исполнителя, но легка для слушателя. Она воспринимается как демонстрация виртуозности, показывает пример мастерского владения спецификой инструмента, являющегося во всем блеске своих возможностей.

Вторая часть, Moderato, по характеру музыки, языку и жанровой образности заметно отличается от Andante Первого скрипичного концерта. Ее лирика имеет более утонченный характер. Это подчеркнуто не только интонационным обликом Moderato, но и перенесением мелодии в высокий регистр, где она обретает прозрачность звучания. Тонкость мелодического рисунка, камерность оркестрового письма создают резкий контраст бурной стремительности Allegro. Спокойствие размеренного движения нарушено лишь кратким, более взволнованным эпизодом, поднимающимся к динамической вершине части, после чего умиротворенно звучит реприза: солирующая скрипка, играющая в высоком регистре, вступает в дуэты с кларнетом, флейтой, гобоем и еще раз — с кларнетом. В конце узорчатые скрипичные пассажи сопровождают певучую тему гобоя. Спокойствие последних страниц второй части внезапно нарушается бравурным звучанием финала.

Это один из самых броских финалов Хренникова, покоряющий своим размахом и темпераментом, виртуозностью скрипичной партии и полнозвучностью оркестра. Сжато изложенный финал отличается особой цельностью образа. Для него характерны единство фактуры, непрерывность ритмически упругого движения, украшенного богатой гаммой приемов скрипичной техники.

Это определяет общий тон звучания, изобилующего оригинально построенными пассажами и разнообразными двойными нотами. Скрипичная фактура здесь значительно богаче, чем в Первом концерте: можно говорить о еще большем углублении композитора в стихию виртуозности. Это определяет общий тон музыки с ее яркой, почти театральной образностью. Радует игра звуковых красок и динамичность мелодий, набросанных крупными, уверенными штрихами.

Оба концерта посвящены композитором их первому исполнителю — Леониду Когану, неоднократно игравшему их в разных городах и странах и, по существу, создавшему традицию интерпретации, ставшую общепринятой при всем различии индивидуальных оттенков.


 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое