Мартину - Концерт для скрипки N2


Мартину - Концерт для скрипки N2. Скачать ноты Мартину - Концерт для скрипки N2 вы можете на этой странице. Концерт для скрипки с оркестром посвящен американскому скрипачу Мише Эльману, который исполнил его в январе 1944 года с Бостонским симфоническим оркестром (дирижер С. Кусевицкий). Первая проба в этом жанре относится к началу 30-х годов. Скрипичный концерт, посвященный американскому виртуозу Самюэлу Душкину, не был закончен. Яркая эмоциональность образов, красота и выразительность скрипичной кантилены, свободная импровизационность выдвинули концерт в ряд лучших опусов композитора и определили широкую популярность этого произведения. В нем соединились сочный и трепетный лиризм, вобравший славянскую открытость и искренность, патетическая приподнятость, богатство оркестровой палитры.
Для просмотра первых страниц произведения Мартину - Концерт для скрипки N2 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия скрипки: 12 стр. 5681 K

 

Клавир: 33 стр. 10739 K

 

Мартину - Концерт для скрипки N2 - Партия скрипки - первая страница Мартину - Концерт для скрипки N2 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (1499 руб.) Скачать ноты (1499 руб.)
Истоки лирики Мартину заложены в эмоционально теплой и мягкой чешской песенности. Ею проникнуты первая и вторая части концерта. Мужественную торжественность, доходящую иногда до трагедийного пафоса сообщают музыке концерта мощные, «органные» звучания. Величественные аккорды органных тембров во вступлении и в репризе первой части составляют антитезу лирическим образам этой части. Красочность ярче всего проступает в фактурно-фоновых моментах — то импрессионистски хрупких (кода первой части), то динамически активных — в развивающих разделах формы. Чертами чешской танцевальности отмечен финал концерта, блистательно виртуозный, ритмически импульсивный, проникнутый задорным и жизнерадостным тонусом. В концерте заметно проявились черты concerto grosso: средний раздел третьей части по типу изложения, фактуры, тематизма представляет собой характерный образец концертной музыки эпохи Вивальди, Корелли, Баха.
Черты импровизационности сказываются в свободном обращении с традиционными формами, в обилии тематизма, постоянно обновляющегося в результате прорастания новых тематических элементов в процессе развития. Импровизационное начало вносят и сольные скрипичные каденции (в первой и третьей частях).
Оркестровое tutti (Andante) с остро диссонантными аккордами, создающими впечатление грандиозности, и лирический широкий запев-речитатив скрипичной каденции составляют драматический остов вступительного раздела первой части.
Тематизм главной партии формируется в сольной каденции, подготавливающей начальные интонации темы. Мелодический импульс главной темы — в секундовом распеве, который развертывается затем в мелодию широкого диапазона:

В своем развитии эта тема благодаря отсутствию цезур, структурного членения на фразы уподобляется бесконечной, парящей мелодии. Развитие темы осуществляется волнообразно — с плавными, пластичными подъемами и спадами мелодического движения и рассредоточенными кульминациями. Ее свободная метрическая организация с частыми сменами размера характерна для облика лирических тем Мартину. В соотношении гармонических функций главенствует принцип терцовости и плагальности в пределах натуральных ладов.
Средний раздел (Poco allegro) предваряется обнаженным унисоном энергичной оркестровой темы архаично-сурового колорита. В дальнейшем изложении этой темы вскрывается ее внутренний динамизм; сбивчивая синкопированность ритмики, учащение тональной пульсации, постепенное уплотнение оркестровой фактуры обуславливают активное движение к кульминации и ее динамическую яркость. Со вступлением солирующей скрипки в развитие вовлекается новая тема, интонационно родственная главной, являющаяся как бы ее скерцозным вариантом. Танцевальная, задорная, она становится предыктом к экспрессивной лирической теме, проведение которой завершается виртуозным разделом.
Реприза сокращена, экспрессивна, обобщает в себе тематизм вступления и главной темы. Кода — область спокойной, просветленной и мягкой лирики.
Первая часть представляет интерес и с точки зрения гармонического языка Мартину. Здесь нет централизации основной тональности. Многообразное проявление ладовой переменности, тональная децентрализация приводит к сосуществованию, почти равноправному, нескольких тональностей, что создает ощущение зыбкости и мягкости ладо-гармонического развития. В этой части концерта проявился принцип рассредоточенного тонального центра, ибо значение тонической функции принимают на себя и оспаривают три тональности — c-moll, g-moll и d-moll. Взаимодействие и логика соотношения этих тональностей допускают различную трактовку . Ослабление тонального центра нередко выражено в том, что музыкальное построение, начавшись в одной тональности, завершается в иной, что также связано с переменной ладовой системой. Следует отметить и характерные для гармонического языка Мартину моменты полифункциональных наслоений.

Характерен прием параллельного движения аккордовыми комплексами, например, параллелизмы трезвучий, секстаккордов и.т.д. Вторая часть (Andante moderato, сложная трехчастная форма) выдержана в светлых пасторальных тонах, камерна по звучанию. Элегичная мелодия у поющих деревянных духовых на фоне шелестящих пассажей струнных определяет характер развернутого вступления. Тональное развитие исключает интенсивность модуляционных сдвигов; здесь преобладают диатонические гармонии, в пределах основной тональности B-dur, но встречаются и ладовые отклонения в тональности II, VI ступеней. Сольная партия развивает тему оркестрового вступления, которая благодаря пентатоническому строению звучит особенно спокойно и безоблачно. Мелодия скрипки широко распевается, расцвеченная тонкими гармоническими нюансами, мажоро-минорными наклонениями, неожиданными разрешениями одинаковых построений в разные тональности. Средний раздел воспринимается как контрастный образ; характер его тематизма, тип мелодического движения отражают воздействие старинной концертной музыки.
Блестящий жанрово-танцевальный финал (Poco allegro) можно сопоставить с финалами скрипичных концертов Бетховена, Брамса, Дворжака. Его отличают многообразие тематизма, импровизационная свобода развития, смены лирических и виртуозных разделов, складывающихся в форму, близкую сложной трехчастной. Активный ритмический импульс заключен уже во вступительных тактах оркестра, где формируются начальные интонации главной темы солиста, энергичной, ритмически заостренной, украшенной сверкающими трелями. Образная конкретность этой темы связана с ее жанровой природой, с претворением чешских, а в развитии темы — венгерских танцевальных ритмов. Средний раздел включает в себя скерцозный оркестровый эпизод с темброво-колористическими эффектами, лирическую синкопированную тему скрипки, которая варьируется при повторном проведении; оживленный раздел с бравурными пассажами солирующего инструмента, сменяющийся оркестровым предыктом к репризе. Реприза сокращенно и варьирований излагает материал экспозиции, но общие масштабы заключительного раздела укрупняются благодаря лирической сольной каденции и расширенной коде (Allegro).

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое