Раков - Соната для скрипки N1 (1951)


Раков - Соната для скрипки N1 (1951). Скачать ноты Раков - Соната для скрипки N1 (1951) вы можете на этой странице. Первое сочинение Ракова, созданное в сонатном жанре - это скрипичная соната. Соната для скрипки и фортепиано (1951) по своим художественным достоинствам вполне может быть поставлена рядом со скрипичным концертом Ракова. Первым исполнителем сонаты, как и всех предшествующих скрипичных сочинений композитора, был Давид Ойстрах. Он же вместе с автором (партия фортепиано) записал сонату на пластинку. Как и концерт, соната обрела большую популярность среди скрипачей. При богатом разнообразии настроений, образной емкости сонате Ракова свойственна простота в выборе средств. Композитор ничего намеренно не усложняет ни в драматургическом решении, ни в композиции, ни в языке, и в то же время добивается внешне скромными средствами большой силы эмоционального воздействия.
Для просмотра первых страниц произведения Раков - Соната для скрипки N1 (1951) щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: Отсутствует

 

Клавир: 44 стр. 11265 K

 

Раков - Соната для скрипки N1 (1951) - Партия - первая страница Раков - Соната для скрипки N1 (1951) - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)
Трехчастный цикл сонаты по своим образно-драматургическим и композиционным особенностям во многом близок Первому скрипичному концерту. Есть в ней, однако, и свои специфические черты. Драматический элемент, возникающий, как это и прежде было свойственно композитору, на лирической основе, в сонате еще более усилен, а это находит отражение уже в характере и строении первой части. Впервые в пределах структуры сонатного Allegro Раков достигает столь значительного контраста главной и побочной партий.  В сонате тема главной партии (с нее начинается произведение) сразу вводит слушателя в атмосферу взволнованности и романтической патетики. А. Соловцов обнаруживает в ней шумановские черты и это вполне справедливо. Действительно, своей порывистостью, импульсивностью она близка многим темам Шумана. Активные, восходящие по звукам трезвучия, с элементами пунктирности интонации придают мелодии характер энергичный, не лишенный героики. По контрасту с главной лирическая побочная партия звучит особенно светло и безоблачно. Начальный октавный ход с последующим кантиленным распевом, мягкие секстовые интонации создают ощущение широты и простора. В разработке происходит столкновение и развитие обеих тем, причем главенствующую роль играет наиболее активная главная тема. Особенно интенсивно разрабатывается пунктированный трезвучный мотив. Тема побочной партии полностью подчиняется характеру главной, приобретает более мужественные, волевые черты. В репризе темы подвергаются динамизации, в коде же они объединяются, проходят в мощном полнозвучном изложении, причем ведущий мотив главной партии дается в увеличении.

В первой части, как и в сонате в целом, проявляется черта, типичная для композитора, — это сочетание архитектонической стройности, выверенности пропорций и целеустремленности, единого непрерывного развития. По уровню экспрессивности Andante действительно превосходит крайние части. Есть глубокая закономерность в том, что именно медленные лирические части становятся у Ракова носителем основной драматической кульминации. Такое смещение центра тяжести обусловлено общей лирической направленностью творчества композитора.

Поначалу Andante развертывается в безмятежных настроениях. Основная тема, близкая протяжным русским песням, звучит привольно и гибко, характер лирики сдержанный, созерцательно-светлый, объективный. От этой спокойно льющейся мелодии веет широтой и простором, есть в ней тот еле уловимый элемент пейзажности, который позволяет воспринимать эту тему как лирико-эпический образ родной земли. В среднем разделе Andante музыка насыщается энергией, драматизируется. Уплотняется фактура, возникает тревожный синкопированный ритм, появляется триольное движение, идущее от разработки первой части. Кода становится главной кульминационной вершиной части: у фортепиано в аккордовом изложении, на fff проходит измененный основной мотив главной партии первой части.

На нем же строится и фортепианное вступление к финалу. Звучащая затем у скрипки тема главной партии (третья часть написана в сонатной форме) также имеет интонационные связи с этим мотивом. Перед нами пример мастерской работы композитора, умения из одного и того же материала лепить самые разные образы. При тематической близости и даже производности, образ, данный в финале, существенно отличается от предшествующих вариантов первой темы сонаты. В этой ликующей радостной и одновременно решительной и патетической теме слышится чеканная маршевая поступь.
Побочная партия финала представляет собой область той вдохновенной, поэтически мечтательной лирики, без которой не обходится ни одно произведение Ракова. Она, как обычно, подкупает эмоциональной открытостью, широтой и пластичностью «вокальной» мелодии, ясностью и чистотой гармонизации:
Еще одна черта роднит финал сонаты с другими циклическими сочинениями Ракова: это его синтезирующая композиция. Как в симфонии и концерте, он объединяет в себе тематизм предшествующих частей. Естественно, возможность такого сближения была заложена уже в самом строении тематического материала сонаты, в наличии тонких интонационных связей и перекличек, Так, в разработке финала наряду с его двумя основными темами развивается и тема главной партии первой части, то приобретая самостоятельность, то объединяясь с материалом финала. Интересный сплав автор дает в коде сонаты: в ней в едином образе сливаются основная тема Andante, которую поет скрипка, мощные аккорды у фортепиано, выросшие из темы главной партии первой части, а затем подключается и первая тема финала. Этим ликующим, величественным, жизнеутверждающим апофеозом и завершается все произведение.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое