Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло


Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло. Скачать ноты Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло вы можете на этой странице. «Посвящение Паганини» («A Paganini») для скрипки соло было написано в 1982 г. по просьбе блестящего советского скрипача, лауреата конкурса имени Паганини Олега Крысы для его выступления на фестивале в Италии, посвященном творчеству этого композитора. Шнитке в его музыкальной судьбе еще никогда не сталкивался с творчеством легендарного итальянского романтика, «дьявола со скрипкой» Никколо Паганини. Заказ О. Крысы обязал его к созданию пьесы виртуозно-концертной, со стилистическим наклонением к музыке Паганини. Жанр пьесы для скрипки соло был выбран по образцу знаменитых 24 каприсов Паганини, которые были оригинально использованы Шнитке в его сочинении.
Для просмотра первых страниц произведения Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 10 стр. 3874 K

 

Клавир: Отсутствует

 

Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло - Партия - первая страница Шнитке - Посвящение Паганини для скрипки соло - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)
Написание скрипичной пьесы в честь Паганини пришлось на период увлечения Шнитке идеей стилевой плюралистики. В монументальной форме она уже была осуществлена в Третьей симфонии, отголосок прозвучал позднее в «Звуке и отзвуке» для тромбона с органом. «Посвящение Паганини» явилось, пожалуй, тем чистым случаем реализации плюралистики, когда именно эта идея стала стержнем замысла сочинения. Правда, есть одно ограничение по сравнению с Третьей симфонией: там стилистический диапазон в пределах европейской музыки был тотальным — от самого начала до позднейших достижений (даже исчерпаний). В камерной пьесе вычленен определенный, хотя весьма крупный период,— приблизительно от Баха до Берга. Это сужение предоставило возможность осуществить стилистическое перетекание наиболее наглядно. И может быть, ни в одном другом сочинении Шнитке, как здесь, не образована особая плывущая стилистика.

В течение 5-ти тактов музыка успевает проделать историческую эволюцию от Баха до Берга, то есть в предельном для этого сочинения диапазоне: такт 1 подобен одной из начальных вариаций скрипичной Чаконы Баха,— остраненным диссонантным арпеджио из Скрипичного концерта Берга. Между полюсами стилистика плавно перетекает.
Стилистические приемы в «Посвящении Паганини» можно выстроить по принципу удаляющейся перспективы: явные цитаты чужого материала, явные аллюзии чужих стилей, воображаемые аллюзии, когда слушающему только чудится подобие другой музыки. Сменяющиеся стилевые впечатления то возникают четко, то теряются и гаснут в неопределенности.

Цитируемый материал в «Посвящении Паганини» — 16 отрывков из 13 каприсов для скрипки соло, собранных в Каденции. Но и в цитатах виден принцип удаляющейся перспективы. Некоторая часть отрывков синтаксически цельна и узнаваема, большая часть асинтаксична и не всегда узнаваема; кроме того, есть простейший ритм известнейшего каприса Е-dur, представленный в виде фигуры, которая благодаря присутствию в разных вариантах в десятке паганиниевских каприсов (также и нецитированных) действует и как цитата, и как воображаемая аллюзия.

Cкрипичная пьеса Шнитке написана в форме вариаций. В качестве темы сочинения выступает аллюзия кореллиевской «Фолии». Тема с аллюзией Корелли начинает развиваться в последующих вариациях на основе аллюзий уже не Корелли, а Баха — его Чаконы — в соответствии с исторической эволюцией музыкальных стилей.

Аллюзии каприсов Паганини подключаются в более далеких вариациях. Воображаемые аллюзии отмечаются особой тонкостью и хрупкостью. Ими могут считаться ассоциации с некоторыми вариациями Рахманинова, возникающие после аллюзии темы «Фолии» Корелли: триольные вариации 5 и 6, конец вариации 7 Рахманинова в ц. 4 и 5 «Паганини» Шнитке. А поскольку триольные вариации на тему Корелли ор. 42 в творчестве Рахманинова получили продолжение в Вариациях на тему Паганини ор. 43, то воображение слушателя логически привносит в спектр ассоциаций и эту музыку. Однако подобные аллюзии уже недалеки от иллюзий...

На фоне этих гибких переходов ярким контрастом выделяется коллаж в сольной Каденции. По принципу чересполосицы соединились здесь 16 отрывков из каприсов Паганини и мотивы аллюзийной темы «Фолии» Шнитке — Корелли (цитаты сначала постепенно стихают, потом возрастают по громкости). По усмотрению исполнителя те или иные отрывки из Паганини в Каденции могут быть пропущены, переставлены.


В творчестве Шнитке «Посвящение Паганини» выделяется координацией с некоторыми сторонами романтизма. Но это не романтизм восторженной лирики и любовной белькантной мелодики, а романтизм, тяготеющий к демонической взвихрен-ности, напряженному излому мелодических линий, тому, что связано с обликом Паганини, человека и музыканта. И во многом другом ощутима романтическая окрашенность пьесы: вариации с аллюзией Чаконы Баха — наиболее созерцательно-романтичны и стилистически модулируют к экспрессивной хроматике типа Берга; воображаемые аллюзии ведут к рах-маниновским вариациям на тему Корелли; сами использованные здесь триоли для Шнитке устойчиво ассоциируются с фортепианной фактурой романтического XIX в. Кульминационные же демонически взвихренные, архивиртуозные вариации напоминают одновременно и дьявольскую по почерку музыку Паганини, и при этом с помощью хроматической интервалики интонационно заостряются в духе экспрессионизма XX в.

Для музыки XX в. очень показательна внутренняя жизнь звука — Шнитке в «Посвящении Паганини» подчеркнуто придерживается некоторых норм XIX в. Именно романтическое столетие разработало и бесконечно применяло выразительный эффект динамических волн — нарастаний и спадов гром-костного «дыхания». Как раз на таких волнах у Шнитке основана главная тема — она дышит волнами подъема и ослабления звучности. Тип ее динамики отражается во многих вариациях и тщательно воспроизводится в коде, в итоге формы.

Романтический налет есть и в звуковысотной системе благодаря ослаблению «тяжести» централизующего звука. Пьеса имеет центральный устой — звук d (тоника «Фолии» Корелли, Вариаций Рахманинова и Чаконы Баха). Но к этой отправной точке большинства вариаций добавляются без ограничений 11 остальных звуков хроматики, а в конце пьесы устой d становится уже парящим, так как под него подводятся новые и нестойкие опоры: сначала субдоминанта g, а под конец путем скольжения глубоко вниз вводный тон eis (нижняя струна скрипки на ходу перестраивается).

При первых же показах «Посвящение Паганини» привлекло внимание своеобразием его стилистики в условиях скрипичной пьесы. На обсуждении в Союзе композиторов С. Губайдулина говорила об индивидуальной интонационной сюжетике, в которой коллаж вытекает из экспрессивно-личностной сферы. А вот высказывание о Шнитке Э. Денисова: «У него любой материал действует совершенно безотказно. И в этом сочинении удивительно соблюдены пропорции коллажа и не-коллажа. Слушаешь виртуозную музыку, но нить высказывания не прерывается ни на минуту. Это сочинение больше, чем просто скрипичная музыка».
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое