Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19


Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19. Скачать ноты Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19 вы можете на этой странице. В расцвете своего творчества Венявский создал замечательные «характеристичные» мазурки для скрипки op.19 — «Обертас» и «Деревенский музыкант». Художественные средства в этой пьесе органически подчинены задаче глубокого раскрытия и выявления содержания. Венявский не боится резких контрастов, смены настроений. В мазурке применены и изобразительные приемы (подражание настраиванию скрипки), использованы приемы исполнения народных скрипачей: игра с непрерывно звучащей открытой струной (струна ля в теме мазурки), употребление форшлагов и мелизмов как средства динамизации мелодии и т. д.

Венявский в этом произведении предстает перед нами как национальный художник, глубоко проникший в дух народной музыки, сумевший выразить народное содержание в яркой художественной форме. Здесь безусловно сказалось благотворное влияние музыки Шопена. Мазурки Венявского пользуются огромной популярностью у слушателей. Существуют многочисленные переложения их для оркестра и различных инструментов. Мазурки (как и полонезы) отражают исполнительский стиль Венявского, его темпераментную, задушевную, певучую игру, полную большого чувства.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19 щелкните по уменьшенному изображению.

Ноты в формате PDF

Партия: 4 стр. 1059 K

 

Клавир: 8 стр. 2015 K

 

Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19 - Партия - первая страница Венявский - 2 мазурки для скрипки op.19 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Мазурки Венявского — не только танцевальные пьесы, но и яркие сценки из народной жизни. То это картинка сельского праздника, то жанрово-психологическая зарисовка, то воспоминание о сценах народного быта, народных танцах. Их отличает яркий танцевальный колорит, упругий ритм, использование народных мелодических оборотов и приемов игры народных скрипачей и ансамблей. Импровизационность скри пичной партии, обилие форшлагов, яркая акцентировка, имитирование звучания бытующих в народе инструментов не являются здесь только подражанием польским исполнительским традициям. Эти приемы неизбежно вытекают из народного содержания мазурок, способствуют его глубокому раскрытию.
Близость мелодических оборотов мазурок Венявского к польским народным песням подтверждается многочисленными примерами. Так, триоли вступления в мазурке «Обертас» ор. 19 тесно связаны с польской народной мелодикой. Характерно для национальной формы танца и троекратное повторение мотива с переменой в четвертый раз. Главная тема той же мазурки сходна с интонациям» народного танца. Ритм и мелодика «Куявяка» близки польской народной песне «Ей богу, скажу маме», а мелодические обороты вступления к этой мазурке напоминают песню «Da sierotka ja byfa». Партия аккомпанемента в мазурках предельно проста. В большинстве случаев она ограничивается несложным гармоническим сопровождением, изредка имитирует скрипку и лишь в виде исключения обретает собственную мелодию. Частое применение в басу квинт, октав, органные пункты на квинтовом звуке, стаккатированное сопровождение, напоминающее пиццикато струнного ансамбля, тремоло и многотактовые паузы, дающие простор импровизациям скрипки, — все это подчеркивает народный характер мазурок. Здесь чувствуется влияние Шопена и Монюшко, в творчестве которых нашли блестящее преломление народные приемы исполнения.
Венявский неоднократно слышал игру народных музыкантов. Известен такой эпизод. На улице играл скрипач, но публика проходила мимо не останавливаясь. Венявский долго слушал старика, потом взял у него скрипку и сам стал играть. Когда собралась толпа и в шапку посыпались монеты, Венявский передал скрипку старику и незаметно ушел. В мазурке ор. 19 № 2, «Деревенский музыкант» («Dudziarz» — дударь, волынщик), перед слушателями встает образ старого скрипача, испытавшего на своем веку много горя и унижений. Вот он настраивает скрипку, сначала пощипывая струны, а затем проводя по ним смычком. И полилась из-под его смычка задорная мелодия мазурки под гудение контрабаса и звучание унылых квинт волынки. Пусто кругом; одиноко стоят музыканты посреди улицы. Скрипач наигрывает грустную, грациозную мелодию, повествующую о былом, о прошедшей жизни. Вновь звучит задорная мазурка. Музыканты стараются изо всех сил, но тщетно. И скрипач опять начинает - импровизировать что-то грустное и близкое. Усталость - слышится в этих наигрышах, уныло гудят бас и волынка. Пусто кругом. Видно, надо снова идти в далекий путь. Да повезет ли и там — кто знает? Не попробовать ли сыграть в последний раз? А ну-ка настроим получше скрипку и покажем, на что способны. Больше огня, пусть ноги сама идут в пляс! Ничего, что нет слушателей, мы играем для себя!
Венявский высказал в этой мазурке глубоко тревожившие его чувства. Не сравнивает ли он здесь себя с народными музыкантами, вынужденными непрестанно идти из города в город, из деревни в деревню, не имея прочного пристанища, и играть где придется, в любое время и в любую погоду. Исполнение мазурок самим Венявским отличалось необыкновенным изяществом, поэтичностью и блеском. Есть основание предполагать, что он играл их в ряде моментов импровизационно, добавляя украшения или фигурации в стиле народных наигрышей. Об этом свидетельствует, в частности, запись мазурки «Обертас» в исполнении его ученика Э. Изаи и младшего современника Венявского — русского скрипача К. Григоровича, испытавшего сильное воздействие его исполнительского стиля и некоторое время бравшего у него уроки.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое