Венявский – Концерт N2 Op.22 – для скрипки с фортепиано


Венявский – Концерт N2 Op.22 – для скрипки с фортепиано. Скачать ноты Венявский – Концерт N2 Op.22 – для скрипки с фортепиано вы можете на этой странице. Одним из самых замечательных произведений Венявского является Второй концерт, ре минор, ор. 22, посвященный выдающемуся испанскому скрипачу Пабло Сарасате.
Впервые этот концерт был исполнен Венявским по рукописи 27 ноября 1862 года в седьмом концерте РМО под управлением А. Рубинштейна. Однако Венявский продолжал над ним работать еще восемь лет, и лишь в 1870 году концерт был издан. В нем индивидуальный стиль Венявского получает наиболее полное выражение. Глубокая поэтичность и одухотворенность музыки, органичность и цельность формы, богатство фактуры, красота мелодии делают его одним из любимых произведений скрипичной литературы. В музыке концерта можно проследить благотворное влияние как произведений Ф. Шопена, так и русской классики, в особенности П. И. Чайковского. По жанру это — романтический лирический концерт, где солирующая скрипка не противопоставляется оркестру, а выделяется из него, сливается с ним.

Для просмотра первых страниц произведения Венявский – Концерт N2 Op.22 – для скрипки с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.

 

Ноты в формате PDF

 

Партия: 11 стр. 654 K

 

Клавир: 31 стр. 1684 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (300 руб.) Скачать ноты (300 руб.)

В отличие от других композиторов-скрипачей, стремившихся отойти от классической трехчастности концертного цикла и либо расширить его до четырех частей, Венявский пишет свой концерт в форме традиционного трехчастного концертного цикла (вплоть до двойной экспозиции). Однако форма его имеет ряд особенностей, свойственных романтическим произведениям.
Впервые в истории скрипичной литературы он проводит через все части одну и ту же тему, получающую в каждой из них иное освещение. Это вызвано стремлением Венявского воплотить в концерте определенную программу, о чем свидетельствуют не только высказывания самого Венявского, но и конкретность, выразительность, рельефность музыкальных образов. Особенности формы проявляются уже в первой части концерта, Ее построение далеко отходит от схемы классического сонатного allegro и скорее напоминает одну из разновидностей «свободной» романтической формы.

Концерт начинается большим оркестровым вступлением, где излагаются и разрабатываются основные темы первой части. Солирующая скрипка вступает с первой темой, выражающей романтически приподнятую взволнованность и, вместе с тем, элегическую печаль. Тема чрезвычайно выразительна, инструментально-гибка и одновременно певуча. Ее сразу же подхватывают альты с их сумрачным тембром, усиливая настроение тревоги, беспокойства: Эта тема получает в первой части подлини о симфоническое развитие, сосредоточенное в трех волнах, приводящих к кульминации.
Первая волна заканчивается страстным импровизационным скрипичным пассажем, вторая — варьированным ажурным изложением темы, переходящим в виртуозные фигурации скрипки, на фоне которых интонации главной темы звучат в оркестре.
Постепенно фигурации динамизируются, превращаются в стремительно несущуюся стихийно-виртуозную импровизацию. Хроматический пассаж вниз приводит к третьему разделу, — наиболее взволнованному и драматическому:
Тремоло оркестра, сплетающиеся интонации главной темы усиливают напряжение — это кульминационный момент развития, перелом. И именно в этот момент в оркестре все явственнее и настойчивее из интонаций главной темы выкристаллизовывается вторая, светлая тема концерта, носящая здесь трагический оттенок. Скрипка еще продолжает свой печальный монолог, как бы подводя итог предыдущему, а в оркестре уже звучит основное ядро второй темы, которая переходит затем в сольную партию. Удивительно логично ее появление, подготовленное тематическим развитием. Светлая тема вторгается в круг смятенных драматических образов, принося успокоение. Это — мечта, видение, минута ничем не нарушаемого блаженства:
Плавный аккомпанемент поддерживает льющуюся мелодию, и солирующая скрипка как бы сливается с оркестром. Она то отступает на второй план, то вновь поет полным голосом. На короткий срок возвращаются взволнованные драматические интонации первой темы, но в оркестре вновь возникает тема мечты. Она окончательно побеждает драматические образы. На ее фоне, как пышное орнаментальное обрамление, звучат певучие, выразительные пассажи скрипки, сменяющиеся то импровизационными эпизодами, то блестящими пассажами стаккато, то фигурациями. Веселье, радость и искрящийся задор слышатся в этом разделе. Лишь в конце в оркестре звучат отдельные драматические интонации, сметаемые энергичными, волевыми пассажами скрипки. Конец части можно рассматривать как каденцию, где солирующая скрипка, вырвавшись на простор, отдается радостным виртуозным импровизациям.
Первую часть завершает мощное tutti оркестра, утверждающее светлое, безмятежное настроение и непосредственно переходящее во вступление ко второй части — «Романсу».
Выбор названия второй части не случаен. Как композитор-романтик Венявский тяготел к лирическим миниатюрам типа «песен без слов», овеянных дымкой романтической мечтательности. Еще в 1846—1848 годах им было написано три «Романса», до нас не дошедших. В духе сентиментального романса написан «Романс без слов» ор. 9. Венявский хорошо знал «Романсы» Вьетана ор. 7, 8 и 40, часто исполнял «Романсы» Бетховена.
Вторая часть вводит в круг мечтательных, элегических образов. Широко, неторопливо льется необычайно выразительная мелодия. Плавный, качающийся аккомпанемент, построенный на оригинальном ритме, динамизирует мелодию, придает ей особую характерность (это как бы волны, торопливо подгоняющие мелодию и медленно ниспадающие):
Средний эпизод «Романса», более взволнованный, контрастирует с лирикой первой темы. По своему драматическому содержанию он перекликается с главной темой первой части. Важное значение для драматургии концерта имеет вторая тема первой части. Й в солирующей партии и особенно в оркестре на фоне страстных импровизаций скрипки ясно слышатся ее видоизмененные, драматизированные интонации, что придает большое единство всему циклу, свидетельствует об определенной программности замысла концерта:
Затем драматическое напряжение несколько спадает, и вновь возвращается лирическая, задушевная тема «Романса», звучащая в оркестре на фоне взволнованного речитатива скрипки. Постепенно замирая, проходят в партии скрипки отрывки темы. Кончается часть полным умиротворением.
Другие образы, иной мир чувств открывается в финале «а la Zingara»
Как и в «Русском карнавале», Венявский стремится максимально выпукло и ярко нарисовать здесь картину праздничного ликования. О программности замысла свидетельствует высказывание самого автора: «Мне действительно хотелось нарисовать маленькую сельскую картинку: летом под вечер поселяне собрались на лужайке и задумали поплясать; общее веселье, шутки, смех»
В финале сказалось удивительное виртуозное мастерство Венявского. Сверкающие пассажи сменяются поэтическими, лирическими и танцевальными эпизодами, слышатся отголоски народных танцев: Большую роль в финале играет светлая тема из первой части:
Эта тема получает здесь дальнейшее развитие. Если в первой части она выражает светлую мечту о счастье, веру в радостное будущее, а в «Романсе» приобретает черты драматической взволнованности, то в финале развитие этой темы приводит к страстному утверждению жизни, счастья. Это уже не мечта, а ее воплощение в реальной действительности.
Таким образом, эта тема связывает все части концерта в единый, неразрывный цикл и определяет основное, оптимистическое, жизнеутверждающее звучание всего концерта.
Партия оркестра во Втором концерте необычайно развита и симфонизирована. Достаточно указать на вступление и коду первой части, представляющие собой как бы маленькие симфонические картины. Большую роль в концерте играет полифония, во многом содействующая его симфонизации. Венявский здесь не столько стремится к слиянию мелодических линий, их сближению, сколько к их столкновению и сопоставлению, к усилению драматизма, напряженности". Важной стороной концерта является его декоративная орпаментальность, органически сочетающаяся с большой напевностью и выразительностью музыки. Орнаментальность здесь вытекает часто из самих тем, глубже их раскрывает. Фигурации скрипки нередко звучат на фоне темы, проходящей в оркестре, придавая ей иное освещение:
Венявский здесь мастерски использует выразительные возможности скрипки, легко и без усилия добивается эффектов, логически вытекающих из самого содержания концерта.
Для творчества Венявского, особенно в этом концерте, характерно сочетание вокальности и инструменталыгости изложения. Но инструментальность у Венявского всегда сохраняет тесную связь с песенной, мелодической стороной. Отсюда и напевность, теплота, выразительность техники Второго концерта.

 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Работаем уже с 2006 года.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое