Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3 (1919-1921)


Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3. Скачать ноты Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3 вы можете на этой странице. В этой виолончельной сонате, юношеский характер «бури и натиска» выразился в поисках автономного мелодического принципа и в стремлении высвободиться из старого гармонического порядка. В то же время это лишь первый акт «штурма», не преодолевающий чар поздней романтики. Вполне по-хиндемитовски звучит вступительная часть, с ее активной инструментальной гетерофонией. Фортепиано постигается «через виолончель», фактурная свежесть его партии обязана типично струнному приему détaché, с постоянным отталкиванием зигзагообразной линии от одной исходной позиции. Сугубо «струнно» задумана и главная тема первой части, хотя ее первое проведение поручено фортепиано. Здесь же сползающие хроматизмы и сложнотерцовые гармонии свидетельствуют о явных «рецидивах» романтизма.


Для просмотра первых страниц произведения Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: Отсутствует

 

Клавир: 25 стр. 1746 K

 

Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3 - Партия - первая страница Хиндемит - Соната для виолончели op.11 N3 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)

 

Соната состоит из двух частей (Mäßig schnelle Viertel. Mit Kraft и Langsam), каждая из них четко делится на два раздела. Произведение начинается с музыки, полной силы и пафоса, напоминающей баховские прелюдии и свидетельствующей о неоклассических тенденциях. Сонату можно отнести уже к тому периоду в творчестве Хин-демита, который называют периодом «бури и натиска»; в ней ощущаются поиски новой, самостоятельной мелодики и преодоление гармонических канонов. Главная тема-образ характерна хроматически-нисходящими секвентпыми интонациями с опорой на тритон и имеет энергичный решительный облик; ей противостоит динамически насыщенная и эмоциональная кантиленная тема.

Первый раздел второй части начинается с медленной и сосредоточенной басовой темы (она также опирается на тритон), ее играет виолончель на фоне остинатного сопровождения. Среднюю часть раздела образует эпизод, напоминающий похоронный марш; виолончель снова выразительно поет, но уже на фоне сухой маршеобразной поступи у фортепиано, а затем оба инструмента сливаются в полифоническом звучании.

Второй раздел части (заметную роль и здесь играют триго новые звучания) является собственно финалом сонаты. Оживленный, с динамическими сдвигами и контрастами, он завершается как бы удаляющимся движением, моторность и темп которого сохраняются до конца.

Гармоническая сфера траурного марша (начало второй части)—новый акт развития. Идея тритона, наметившаяся в первой части, властвует здесь безраздельно. В зловещей гипнотичности, жуткой сосредоточенности на одной точке, гипертрофии тритоновых звучностей очень мало общего с суровой песенностью зрелых хиндемитов-ских траурных маршей. К концу сонаты хроматическая стихия становится всепоглощающей, нисходящие пассажи и глухая, но неумолимая «акция» тритона символизируют окончательный «срыв в бездну». Разрушительный пафос виолончельной сонаты до наивности серьезен. Однако уже здесь позитивные силы музыки Хиндемита, выраженные в ее экспрессивной моторности, активной токкатности, «материальности», пробивают себе дорогу.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое