Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49


Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49. Скачать ноты Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49 вы можете на этой странице. В отличие от Скрипичного, Виолончельный концерт был принят довольно холодно. Его находили «не молодежным» по характеру музыки, «сумеречным», «осенним». Но не все разделяли это мнение. Н. Мясковский высоко оценивал новый концерт и даже ставил его выше Скрипичного. Что же касается «сумеречного» колорита, то он связан с авторским замыслом. Это концерт-элегия. Его образы навеяны воспоминаниями о молодых людях, погибших в годы Великой Отечественной войны. Виолончельный концерт обладает крупными художественными достоинствами. Но ему свойственна камерность, сказывающаяся не только в особенностях формы, но и в интимности содержания. Вот почему эта музыка предназначена для небольшого помещения.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Оркестровые партии: Отсутствует

 

Партитура: 77 стр. 5386 K

 

Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49 - Оркестровые партии - первая страница Кабалевский - Концерт для виолончели N1 op.49 - Партитура - первая страница
Скачать ноты (1499 руб.)
Первая часть концерта — своего рода баллада. Сочетание метра 6/8 и аккордовой фактуры (мерные, негромкие аккорды-удары на каждой сильной и относительно сильной доле такта) — типично для балладного жанра. Развертывается оживленное, но вместе с тем проникнутое грустью повествование о том, кого уже нет на свете. Это не рассказ о подвигах и обстоятельствах гибели юного героя. Рассказчик как бы вспоминает, как прекрасен был погибший юноша.
Скрипки излагают тему. Оборот из четырех шестнадцатых одновременно звучит в басу в расширенном виде. Формально он совпадает с началом темы Dies irae. По существу же это распространенная русская попевка; она выросла из народных плачей, причитаний. Ее близость к народно-песенным истокам наиболее полно обнаружится во второй части концерта.
Побочная партия выделяется подобно светлому блику на сумрачном фоне. Но светлая окраска присуща лишь первому — мажорному периоду. Второй — минорный период звучит довольно печально.
Разработка построена необычно. Пассажи, вообще быстрое движение почти отсутствуют (лишь перед кульминацией ритмический пульс учащается). Значительную часть разработки составляет лирический монолог солирующей виолончели, тематически связанный с «зерном» произведения.
Реприза зеркальная. Она открывается побочной партией, точнее ее вторым (минорным) периодом. На нем основана оркестровая кульминация. Таким образом, автор подчеркивает не светлые, а, напротив, скорбные элементы побочной партии, что обусловлено общим замыслом этой части. Главная тема (точнее ее вариант) звучит в коде.
Вторая часть (Largo) — род миниатюрного инструментального реквиема. Певучие «причитания» виолончели чередуются с просветленно-успокаивающими фразами оркестра. Сольная партия разрабатывает уже известные нам интонации «зерна». В оркестре — траурный остинат-ный ритм (струнные con sord.). Интересно ладогармоническое строение этой части. Ассортимент гармоний почти исчерпывается тоникой и субдоминантой. Структура Largo очень проста: три тематически однородных построения, небольшая каденция виолончели и кода (одночастная форма). Все это говорит о том, что композитор не хотел сколько-нибудь широко развивать тему медленной части концерта.
Каденция лишена каких-либо виртуозных элементов. Это опять-таки инструментальный монолог кантиленно-речитативного склада. Замечу, что маленькая каденция в финале (перед репризой) тоже носит певучий, не виртуозный характер.
«А жизнь идет вперед» — таков смысл финала. В нем много движения, но нет обычного финального веселья. Главная тема (русская народная мелодия) получает вариационное развитие. В целом же форма этой части — сонатная. Если ранее партия виолончели была преимущественно кантиленной, то в финале много места занимают пассажи (как одно из проявлений вариационности). Среди этой «беготни» отчетливо выступает побочная партия, наполненная жизнеутверждающим чувством.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое