Мясковский - Соната N2 для виолончели с фортепиано


Мясковский - Соната N2 для виолончели с фортепиано. Скачать ноты Мясковский - Соната N2 для виолончели с фортепиано вы можете на этой странице. Соната исключительно проста и прозрачна по стилю письма, в ней нет ни гармонических ухищрений, ни вязкости фактуры, ни изломанности мелодической линии. В партии виолончели преобладает кантилена, пассажные эпизоды подчинены выразительным целям; соотношение партий очень гармонично. Форма целого поразительно ясна, хотя композитор ни в коей мере не упрощает ее и не отказывается от интересных находок и тонких деталей. Свежесть и простота — вот что лучше всего определяет стилевые качества этого искреннего и поэтичного произведения.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Мясковский - Соната N2 для виолончели с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 14 стр. 926 K

 

Клавир: 54 стр. 3473 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)

Бесспорно лучшее среди виолончельных и скрипичных произведений Мясковского, это сочинение принадлежит к выдающимся образцам его камерной музыки. В сонате композитор поставил перед собой, казалось бы, скромную задачу: создать простое, ясное сочинение на лирико-поэтическую тему, не обращаясь к очень широкому кругу образов, не углубляя особенно драматического начала. Но разрешена эта задача так полноценно, с таким искренним чувством и зрелостью мастерства, что это и составляет главную прелесть сочинения. В сущности здесь уже отчасти наметилось раскрытие лирической темы вне субъективистской узости, как темы близкой и доступной многим. Разумеется, в сонате это слияние лирики и демократизма лишь начинает осуществляться, и задача еще получает скромное решение в рамках камерного жанра.

Вторая соната для виолончели и фортепиано (ля минор, opus 81, посвящена М. Ростроповичу) была начата в августе 1948 года; с 4 по 18 августа Мясковский сделал эскиз, к которому ненадолго возвращался в ноябре, но затем на время отложил его в сторону. В первых числах января 1949 года соната была закончена, причем Мясковский отбросил имевшийся в проекте менуэт и ограничил цикл тремя частями. Только в январе автор окончательно решил писать сонату для виолончели (ранее он колебался между виолончелью и альтом). Как всегда, произведение отделывалось и редактировалось в совместной работе с исполнителем: 23 января Мясковский проиграл сонату вместе с молодым советским виолончелистом М. Ростроповичем, после чего внес ряд поправок в партию виолончели. 5 марта 1949 года соната была впервые исполнена в Москве. В 1950 году она была удостоена Сталинской премии второй степени за 1949 год. Таким образом, это произведение оказалось поворотным на творческом пути Мясковского и знаменовало укрепление реалистических позиций в его творчестве. В посмертном издании сонаты партия виолончели дана в редакции М. Ростроповича, а также переработана для альта В. Борисовским.

Все достоинства этого произведения вытекают из одного основного свойства, ярче всего раскрывающегося в его мелодике: лирическая поэзия сонаты (ее главное содержание) выражена в пластичных, благородных, мягких темах, вполне индивидуальных для Мясковского, но свободно претворяющих некоторые качества песенной мелодии, народномелодических попевок. В первой теме первой части это — упорное возвращение фраз к пятой ступени натурального минора, обыгрывание ее в заглавной теме финала—народно-жанровое начало, связанное с плясовыми инструментальными наигрышами в толковании, характерном для русских классиков.

Средняя, медленная часть (Andante cantabile в фа мажоре) наиболее патетичная по своей широкой мелодии, местами приобретающей даже несколько вокально-ораторский оттенок. В развитии целого, в общей композиции для виолончельной сонаты характерно сочетание простых и чистых линий формы со свежестью в самой творческой трактовке как ее разделов, так и деталей развития. Первая часть сонаты, при большой широте в изложении тем (особенно главной партии, которая составляет основное впечатление от сонаты), очень скромна по их разработке. Финал представляет отнюдь не банальное воплощение принципа рондо-сонаты, с ярко контрастными основными темами (жанровой динамической первой и широкой, благородной, лирической второй, с интересными, в традициях русской музыки, полифонно-разработочными моментами), со вторжением новых образов в ходе развития (эпизод фа минор в новом движении).

Виолончельная соната оказалась очень важным творческим опытом Мясковского на его пути от двадцать шестой к двадцать седьмой симфонии. То гармоничное прояснение, просветление стиля, которое здесь в скромных рамках было достигнуто, помогло композитору взяться за разрешение более сложных задач симфонического письма.

 

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое