Прокофьев - Баллада для виолончели с фортепиано


Прокофьев - Баллада для виолончели и фортепиано. Скачать ноты Прокофьев - Баллада для виолончели и фортепиано вы можете на этой странице. В 1912 году Прокофьев окончил «Балладу» для виолончели с фортепиано. Она интересна не только сама по себе, но и тематическим сходством начальных тактов с написанной еще в 1903 году сонатой для скрипки с фортепиано. В целом лучшие эпизоды «Баллады» захватывают внимание: это уже предвестники эпической линии поздних произведений Прокофьева. До этого было еще далеко, и «Баллада» не принесла в свое время композитору успеха, сопровождавшего исполнение его фортепианных произведений и концертов.
Прокофьев вспоминает, что написал «Балладу» по просьбе Н. П. Рузского, «меценатствующего виолончелиста-любителя», которому и посвящено это произведение. Оно, вероятно, оказалось слишком трудным для любителя, и ее первым исполнителем стал известный в свое время виолончелист Е. Я. Белоусов, с которым автор сыграл балладу в Москве, на одном из «Вечеров современной музыки» (24 января 1914 года)

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Прокофьев - Баллада для виолончели и фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 5 стр. 451 K

 

Клавир: 22 стр. 1551 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (300 руб.) Скачать ноты (300 руб.)

Сам композитор считал, что «Баллада» напоминает по форме двухчастную сонату. В действительности, мы находим в ней довольно развернутую экспозицию двух тем, их зеркальную репризу. Дальше следует Andante и наконец заключительное проведение главной темы. Все это объединено в рамках большой концертной пьесы. Как и во многих вокальных произведениях того времени, Прокофьев тщательно разрабатывает фортепианную партию, часто выступающую на первый план. Пройдет еще немало времени, пока он научится находить должное равновесие двух элементов ансамбля.
Первая тема «Баллады», возникающая у виолончели на фоне широко разбросанных аккордов, носит энергичный мужественный характер, отличается широтой мелодического дыхания. Вторая тема переносит в область довольно часто встречающейся у Прокофьева моторности, приобретающей здесь несколько зловещий характер. Она — ив сочетании автоматизированного ритма фортепианных аккордов (чередование в басу мажорного и увеличенного трезвучий), и в кратких, непрестанно повторяющихся мелодических интонациях (виолончель играет pizzicato).
Композитор постоянно изыскивает варианты изложения, имеющие не орнаментальный, а драматургический характер — повторы вносят в развитие новое, а не просто закрепляют услышанное. В этом отношении показательно проведение главной темы в репризе, приобретающей чисто эпический размах. Это едва ли не самый впечатляющий эпизод всей «Баллады».
Менее интересно Andante, довольно монотонное по ритмическому развитию. Но зато в краткой коде фантазия композитора вновь разворачивается во всю ширь, и он завершает «Балладу» выразительным затуханием интонаций главной темы, будто отступающих в даль времен.

Баллада для виолончели и фортепиано (c-moll, ор. 15) Прокофьева, написанная и изданная в Москве у Гутхейля в 1912 году, была им посвящена виолончелисту Н. П. Рузскому, с которым ему приходилось в ту пору играть. Баллада  в известной мере характеризует творческие искания молодого и блестяще одаренного композитора, в будущем автора многих замечательных, в том числе и виолончельных, произведений.

Первое исполнение Баллады состоялось в Москве 23 января 1914 года; пьесу исполнили Е. Я. Белоусов и автор. 7 февраля этого же года автор сыграл Балладу с Я. А. Ро-зенштейном в Петербурге. 27 ноября 1916 года пьеса, как уже отмечалось, прозвучала в исполнении Е. В. Вольф-Изра-эля и автора в одном из камерных концертов Зилоти. Эти первые исполнения Баллады вызвали весьма разноречивые отклики. Наряду с критической оценкой К. Эйгеса, В. Каратыгина и некоторых других рецензентов, встречались и самые положительные высказывания о произведении молодого композитора. В пьесе справедливо находили «эпизоды большой красоты и яркого выражения. Н. Я. Мясковский, оговаривая мелодическое несовершенство некоторых тем Баллады, высоко оценивал это произведение и писал, что Баллада «словно специально написана для Казальса»

 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Контакты.: +4917628965148    
Ноты для альта, скрипки и многое другое