Шостакович - Концерт №2 для виолончели с оркестром соч. 126


Шостакович - Концерт №2 для виолончели с оркестром соч. 126 . Скачать ноты Шостакович - Концерт №2 для виолончели с оркестром соч. 126 вы можете на этой странице. Второй виолончельный концерт (1966), помеченный op. 126 стал значительной вершиной творчества Шостаковича. По сравнению с Первым, он еще более симфоничен. Как и Первый скрипичный концерт, его можно было бы назвать концертом-симфонией. Его содержание связано с главной линией развития симфонизма Шостаковича.  В этом произведении очень полно и ярко сказалось новаторство, свойственное творчеству его автора. Оно здесь обусловлено прежде всего тем, что содержание концерта связано с важнейшей темой-идеей творчества Шостаковича. Это определило не вполне обычную для данного жанра специфику образного строя, музыкального тематического материала. Отметим далее особенности симфонической драматургии, формы. Вопреки традициям, средняя часть концерта — быстрая. Первая часть — медленная (Largo); финал написан в умеренном темпе (Allegretto). Замысел финала опять-таки не традиционный и гораздо более сложный по сравнению с содержанием финалов ряда классических и современных концертов. Музыкальный язык отмечен характерными особенностями стиля композитора. Большой интерес представляют различные комбинации сольной партии и партии оркестра. Труднейшие виртуозные приемы подчинены идее, концепции произведения. К исполнителю сольной партии Второй виолончельный концерт предъявляет еще большие требования, чем Первый концерт.


Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Шостакович - Концерт №2 для виолончели с оркестром соч. 126 щелкните по уменьшенному изображению.

 

Ноты в формате PDF

 

Партия: 23 стр. 4920 K

 

Клавир: 64 стр. 13462 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Это произведение трагедийного плана. В нем — столь свойственное Шостаковичу сочетание глубокой беспокойной мысли и действия, основанного на драматургическом столкновении противоположных по своему этическому значению образов. Музыкальная драматургия цикла в большой мере основана на противопоставлении первой и второй частей; в первой части главенствует позитивное начало, во второй — негативное. Композитор открыл цикл медленной частью, написанной в свободно трактованной сонатной форме; и в этом отношении концерт типичен для симфонизма Шостаковича.. Вторая — быстрая часть представляет собой «злое скерцо». Терпкий музыкальный язык вобрал важнейшие особенности интонационного и ладового мышления композитора.
Первая часть является примером монологического инструментально-декламационного стиля, который культивировали и Шостакович, и многие другие современные композиторы; такой стиль свойствен ряду современных концертов для солирующего инструмента с оркестром. Очень смело и необычно решена генеральная кульминация первой части: остро экспрессивное соло виолончели сопровождается одним лишь большим барабаном! Основная тема скерцо — мотив одесской уличной песенки «Купите бублики». Он становится олицетворением воинствующей пошлости. Мы ощущаем в этом и нечто еще более опасное, чем пошлость, ощущаем одно из проявлений тех страшных агрессивных сил, которые Шостакович обличал во многих своих произведениях. Их суть раскрывается до конца в тот момент, когда скерцо без перерыва переходит в финал. Здесь еще одна кульминация, на которую было нацелено все предыдущее движение. В оркестре звучат военные фанфары, как бы сигналы или призывы к безжалостному уничтожению людей.
Фанфарная тема и следующая далее каденция виолончели составляют вступительный раздел финала. А потом начинается основной его раздел (по форме близкий к рондо). Слушателям кажется, что бури и грозы позади и не вернутся больше. Музыка становится светлой, спокойной. На фоне плавно колышущегося ритма звучит мелодия, проникнутая лирическим настроением. Неоднократно повторяющаяся сугубо классическая последовательность аккордов (каданс) словно подчеркивает стремление автора внести порядок в дисгармонию мира, утвердить торжество консонанса над диссонансом (слова консонанс, диссонанс здесь нужно понимать не столько в прямом, сколько в аллегорическом смысле). Но ладовая напряженность музыки и весь ход ее дальнейшего развития товорит о том, что это спокойствие — мнимое (вспоминаются слова Дмитрия Дмитриевича: обманчивая тишина грозного шолоховского Дона). Нет спокойствия, нет тишины! Нет не может быть «порядка» там, где все еще попрана справедливость. «Покой нам только снится».
И музыка снова наполняется отзвуками борьбы, снова мы слышим фанфарную тему, теперь ее начало напоминает нам мрачную тему фатума из Четвертой симфонии Чайковского. Снова возникает напев «Купите бублики» (генеральная кульминация), теперь уже совершенно утративший свой прежний пошловатый оттенок: он звучит трагически, в нем — холод смерти. На память приходит «эпизод нашествия» из Седьмой симфонии: ведь и там эволюция образа врага вела от гротеска к страшным картинам гибели, разрушения. В репризе финала опять просветленность и даже умиротворенность. Но вплоть до самого последнего такта сохраняется ощущение настороженности. Покой и тут мнимый. И вполне закономерно появление основной темы первой части — темы суровых размышлений. Творчество Шостаковича всегда призывало (и сейчас призывает!) к бдительности. Таков и его Второй виолончельный концерт.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое