Шуман - Концерт для виолончели op.129


Шуман - Концерт для виолончели с фортепиано. Скачать ноты Шуман - Концерт для виолончели с фортепиано вы можете на этой странице. Концерт для виолончели с оркестром (ор. 129, а-mоll) Шумана — одно из его лучших инструментальных сочинений. В содержании концерта воплотилась двойственность натуры композитора, отразившая сущность немецкого романтизма. Быстрые части, написанные в форме классического сонатного allegro, сочетают черты лиризма и драматической взволнованности. Еще ярче сопоставляются различные эмоции в средней части, с ее заключительным разделом, образующим переход к финалу. Концерт Шумана требует от исполнителя художественной зрелости, выразительной и динамически разнообразной кантилены и виртуозного владения техникой инструмента: блестящие пассажи legato, détaché, spiccato, sautillé, «летучее» spiceato, арпеджио, двойные ноты, в частности, октавы и т. д.; в кантилене и пассажной технике немалую трудность представляют скачки по грифу и через струны. Не сразу понятый и не сразу по достоинству оцененный, концерт в последующие десятилетия получил всеобщее признание, вошел в репертуар крупнейших артистов и поныне относится к лучшим сочинениям этого жанра.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Шуман - Концерт для виолончели с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 14 стр. 1382 K

 

Клавир: 31 стр. 3105 K

 

Шуман - Концерт для виолончели с фортепиано - Партия - первая страница Шуман - Концерт для виолончели с фортепиано - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Концерт был написан в Дюссельдорфе в течение двух недель октября 1850 года и относится, таким образом, к третьему (зрелому) периоду творчества композитора, отличающемуся наибольшей глубиной содержания и органичным слиянием классических и романтических черт. Это, в частности, сказывается на форме концерта. Хотя он имеет трехчастное строение в классической их последовательности, части следуют одна за другой без перерыва, составляя сжатый цикл, характерный для. романтиков. Примечательно и отсутствие двойной экспозиции; солирующая виолончель начинает изложение основной темы сразу после четырех вступительных тактов оркестра. Части концерта ярко-контрастируют между собой: романтически взволнованная часть сменяется кантиленной второй, за ней следует финал, отличающийся ритмической и гармонической остротой и беспокойным характером.
Между главной и побочной партиями первой части нет особого контраста, хотя первая содержит больше элементов взволнованности и драматизма, а вторая — декламационной выразительности. Их роднит общая лирическая сфера:
Но контрастность ясно ощущается внутри каждой из партий. Виолончель поет поэтичную главную тему на фоне мерно колышущегося аккомпанемента скрипок, который, однако, таит в себе беспокойство и постепенно выявляет его в синкопированном движении. Взволнованность музыки (пассажи-взлеты) обогащает образ, воплощаемый виолончелью.

Внутри побочной партии контрастируют плавные распевно-речевые интонации начала и последующие элементы грации и решимости. В разработке темы развиваются и переплетаются, создавая имитационно-полифоническую фактуру. Новый оттенок вносит маркированная тема в басовом регистре. Яркую динамическую кульминацию образует в конце репризы оркестровое tutti, неожиданно обрываемое патетичной и речитативной фразой виолончели, непосредственно вводящей во вторую ч асть.

Вторая часть вызывает ассоциации с поэтичным ноктюрном или романсом. Задушевная выразительность ее основного лирического образа подчеркивается авторским предписанием — «mit Ausdruck». В середине части солирующая виолончель мечтательно ноет двойными нотами; к ней присоединяется оркестровая виолончель, и ароматное звучание как бы виолончельного трио, создавая романтический колорит, достигает исключительной выразительности.

В связующем разделе (Etwas lebhafter) сопоставляются поэтичное начало первой темы из первой части и принявшее драматически-страстную окраску продолжение темы .

На протяжении двадцати пяти тактов сменяются образы и настроения — это драматически-смысловая кульминация концерта. Появление главной темы первой части способствует единству цикла. У виолончели опять звучит основная тема второй части, но уже не лирически-задушевно, а ликующе-драматически. На фоне оркестрового tutti слышится взволнованно прерывпстый диалог солиста и деревянных инструментов, темп ускоряется, и речитатив виолончели вводит в финал.

Финал (Sehr lebhaft) носит решительный и волевой характер, что обусловлено четким маршеобразным ритмом и акцентировкой. Ярко контрастирует с главной партией побочная. Выразительная речевая мелодика, смещение фразировочных смысловых акцентов, имитационная перекличка сольного инструмента с оркестровыми (деревянными духовыми) — все это придает музыке беспокойный, импровизационный оттенок, хотя равномерность движения не нарушается.

В разработке маршевость сочетается то с грацией, то с юмором. Порой в оркестре (кларнет, валторна) слышатся интонации, родственные тематизму первой части. В репризе, начинающейся с оркестрового tutti, устанавливается A-dur, способствующий жизнеутверждающему настроению музыки и сохраняющийся и в динамичной, устремленной коде. Ей предшествует развитая каденция-речитатив виолончели:


Но основная задача, стоящая перед интерпретатором концерта,— творческое воплощение контрастных музыкальных образов, созданных романтической фантазией композитора, убедительная передача их поэтичной лирики и драматической взволнованности, мечтательности и страстности, волевой энергии и мягкой грации. Наибольшая сложность для исполнителя заключается в достижении единства целого при раскрытии музыкальной драматургии, симфоничности развития художественных образов произведения.

Несмотря на органично вплетающуюся в форму концерта оригинальную авторскую каденцию, состоящую из сольного речитатива виолончели и эпизода, в котором на фоне виолончельного арпеджио слышатся ритмо-интонации побочной партии первой части у деревянных духовых, исполнители иногда добавляют собственную каденцию, построенную на элементах шумановского тематизма.

Впервые концерт был сыгран в Лейпциге 9 июня 1860 года на вечере, в честь пятидесятилетия композитора. Солистом выступил первый виолончелист Ольденбергской придворной капеллы Людвик Эберт. После смерти Р. Шумана концерт исполнялся Д. Поппером, Б. Косманом и К. Ю. Давыдовым.

Оригинальная партитура Шумана не перегружена (всего две валторны, без тромбонов), и виолончель звучит естественно; ей нигде не нужно «перекрикивать» оркестр. Вместе с тем, концерт носит симфонический характер, проявляющийся не только в оркестровых кульминациях, но и во взаимодействии с солистом.

В 1963 году концерт Шумана переинструментовал Д. Д. Шостакович; не нарушая авторского стиля, он обогатил тембровые и динамические краски оркестра (добавлены флейта пикколо, две валторны, арфа во второй части, литавры в первых двух частях, усилена роль труб в финале, введены сурдины для смычковых инструментов в средней части и т. д.).

В этом виде концерт впервые был исполнен в Москве 5 октября 1963 года.

 

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое