Хиндемит - Schwanendreher для альта


Хиндемит - Schwanendreher для альта. Скачать ноты Хиндемит - Schwanendreher для альта вы можете на этой странице. Концерт для альта и малого симфонического оркестра «Der Schwanendreher» (Hindemith - Der Schwanendreher) — яркий пример тонкой, мастерской разработки народной песни новыми, подчас сложными для восприятия средствами художественной выразительности. Концерт написан в 1935 году. «Шванендреер»— название старинного немецкого традиционного танца в ритме медленного вальса (буквально «лебединый вальс»). Несмотря на ироническое отношение Хиндемита-теоретика к программной музыке, Хиндемит-практик предпослал концерту следующую программу: «В веселом обществе появляется странствующий музыкант, который делится песнями и танцами, слышанными и виденными в далеких странах. С большой выдумкой и мастерством, свободно импровизируя и фантазируя, демонстрирует их». Эта средневековая картинка легла в основу композиции концерта. Каждой части концерта даны названия песен, являющихся основой их мелодической разработки. 1 часть — «Среди гор и долин». 2 часть — «Зеленей, липонька, зеленей». Центральный эпизод части — фугато «На заборе кукушка сидела». 3 часть — вариации «Не увлекайтесь танцами!» Тяготение к шутке, пародии, гротеску характерно для творчества Хиндемита, особенно раннего периода. Элементы гротеска есть и в концерте — это фугато во второй части и тема вариаций третей части. Полушутливое название третей части объясняется тем, что «Шванендреер» обычно сопровождается праздничной трапезой, поэтому предостережение не увлекаться танцами имеет вполне реальное объяснение. Продолжительность исполнения (в среднем) — 25 минут.
Для просмотра первых страниц произведения Хиндемит - Schwanendreher для альта щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 12 стр. 394 K

 

Клавир: 54 стр. 2472 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)

Одно из первых сочинений зрелого стиля — третий по счету альтовый концерт «Der Schwanendreher» (1935) — еще хранит черты раннего концертирования. Партию солиста при первом исполнении концерта играл автор, который в дальнейшем исполнял это произведение в Европе и Америке более тридцати раз. Этот едва ли не самый яркий и популярный из всех концертов Хиндемита является также характерным произведением в смысле полноты выражения некоторых коренных черт творческой натуры композитора. Концерт для альта "Schwanendreher" овеян поэзией народного искусства. Живое, деятельное концертирование неотделимо здесь от духа народной мелодики. Крепкая ремесленная работа соединяется с ощущением музицирования «на открытом воздухе». Эта наглядность процесса музицирования, изобилующего неисчислимыми импровизационными выдумками, отличает это альтовое произведение Хиндемита.

Образ шпильмана, то виртуозно импровизирующего, то забавно угловато, словно по-медвежьи пританцовывающего, проходит через все три части концерта в партии солирующего альта.

В первой части он деятельный участник музыкального действия, облеченного в типичную для Хиндемита «концертную» форму. Лежащие в ее основе три темы представляют собой одновременно самые важные и характерные для Хиндемита тематические типы: прелюди-рующий, песенно-строфический и собственно концертный. Первый тип связан в основном с партией солиста, с ее трансформациями от чисто импровизационного к напевному. Второй, неторопливо-степенный меланхоличный, основан на мелодии народной песни «Между горой и глубокой долиной» и неотделим от тягучего звучания духовых. Наконец третий олицетворяет блеск, динамику и слаженность инструментального коллектива. Эти темы, не меняя своей природы и порядка чередования, проходят тремя большими кругами: экспозиция, разработка, реприза.

Вторая часть жанрово характерна и основана на типичном контрасте: медленно — быстро (песня — танец). Мерное, легкое и прозрачное начало, напоминающее «струи эфира» в первых тактах «Концерта ангелов» (песня «Цвети, цвети, липонька»), сменяется ухарски приплясывающим фугато, сперва в басах, затем во все более разрастающемся диапазоне (песня «На заборе сидела кукушка»). Солист, вначале скромный участник ансамбля, дальше, согласно логике непрерывного crescendo, свойственной народному танцу, все более активизируется. Однако сполна он выявляет себя лишь в финале (вариации на тему песни «Вы не жарили лебедей на вертеле?»).

Сущность финала в постоянном взрывании относительной статики вариационной формы сольными импровизациями. Логика формы такова, что вариации оркестрового tutti, соответствующие роли рефрена в рондо, чередуются с вариациями солиста, которые оказываются чем-то вроде проверки темы на истинность и прочность. Здесь «мера умения и затейливости» становится почти неподвластной контролю. Стоит проследить, например, партию альта в первых трех вариациях, чтобы оценить головокружительную находчивость во все учащающемся интонационно-ритмическом движении.

 
Обновлено 07 Августа 2018
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое