Этапы волнения музыканта

Этапы волнения на сцене

Психические состояния каждого человека индивидуальны и неповторимы. Но всё же, применительно к эстрадному волнению, можно выделить довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями.
Итак, эстрадное волнение в своём развитии обычно проходит пять фаз.
     Первая фаза — длительное предконцертное состояние. Она не имеет четких временных границ, так как наступает, как только музыканту (альтисту) становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему или собственных расчетов волнение периодически возникает с той или иной силой. Однако по мере приближения к установленной дате и напоминаний педагога мысль альтиста о концерте все чаще посещает и будоражит исполнителя: появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений. Все это усиливается и в день концерта или накануне его становится болезненно острым.

Предконцертное волнение


     Это — вторая фаза, непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, альтист жалуется, что заболел и выступать не может. Однако если педагог или сам альтист не преодолеет это состояние, связанное, как правило, с эстрадным волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и концертной ситуации. Преодоление же малодушия, требующее немалых волевых усилий со стороны педагога и со стороны альтиста, успокаивает выступающего и приносит ему облегчение.
    Во второй фазе чаще всего выявляется характер эстрадного волнения, и выявляются основные его разновидности. Это:

  1. Волнение-подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие…
  2. Волнение-паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха. Такое предконцертное состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или собственного волевого усилия переключить внимание альтиста со своего самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана, выполнение темповых и динамических указаний.
  3. Волнение-апатия, от которого тоже можно ожидать отрицательных результатов. Это — угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль альтиста — скорее бы все это окончилось.

Но вот наступает время выхода из артистической на эстраду. Это самая короткая и самая острая, третья фаза эстрадного волнения. Альтист остается один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Третья фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего. Вот как с известной долей иронии пишет о своем первом выступлении замечательный французский дирижер Шарль Мюнш: «Честно говоря, не могу сказать, чтобы я дирижировал оркестром, ибо целиком был поглощен мыслью о том, как справиться с парализовавшим меня страхом. По эстраде я шел с таким чувством, словно пробирался сквозь плотную пелену тумана. Ноги не чувствовали веса тела. Закона тяготения для меня, казалось, не существовало. Я плыл по нереальному, как сон, миру, который отнюдь не был розовым, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория ошибочно приняла мою панику за вдохновение». Точно так же описывают музыканты и студенты консерваторий свое состояние во время выхода на эстраду: «все было как в тумане», «ничего не помню». Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть, чтобы альтист осознанно и целенаправленно выполнял все предконцертные действия Для этого желательно прорепетировать с альтистом-исполнителем выход к инструменту, проверку строя (у струнников), расположение стула и чистоту клавиатуры и т. д. (в то же время не затягивая приготовления к игре что расхолаживает обычно слушателей). Эти внешние атрибуты, помимо создания внутренней подготовленности к исполнению, помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.

Дирижер перед выступлением


     Четвертая фаза — начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которому вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность — наиболее уязвимые стороны для альтиста и начинающего артиста. Если программа хорошо проработана и предконцертные репетиции закрепили основные детали концертного выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.
     Очень большое значение имеет послеконцертное состояние альтиста, которое можно выделить  как пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками, не может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады — оно продолжается еще довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание — «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!» Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников! Редко кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

 

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое