Изучение пособия должно сопровождаться параллельной работой над гаммами и дополнительным инструктивным материалом, для чего необходима творческая инициатива как педагога, так и учащихся В целях развития творческих навыков в ряде этюдов предоставляется возможность учащимся самостоятельно или под наблюдением педагога расставить аппликатуру, штрихи, нюансы (см. N 28, 48, 52, 58, 68, 92, 95, 113, 173).
Поскольку учащиеся при переходе на альт уже в какой-то степени овладели приемами игры на скрипке, во Введении даются лишь основные сведения о новом инструменте и перечень этюдов для освоения грифа альта и альтового ключа. Работа состоит из 10 частей, включающих в себя упражнения и этюды на все основные виды альтовой техники. Наиболее крупные част и содержат ряд разделов. В каждом разделе этюды расположены в порядке возрастающей трудности. Исключение представляет собой раздел двойных нот, где этюды даны в интервальной последовательности — примы, секунды, терции и. т. д.
Первые этюды разделов, как правило, предназначены для учащихся, переходящих со скрипки на альт, и наиболее удобны для изучения нового инструмента. Работу над этюдами необходимо связывать с изучением художественных произведений, содержащих аналогичные технические приемы; учить параллельно этюды из нескольких разделов, привлекать рекомендуемый дополнительный материал, а также использовать скрипичные упражнения Г. Шрадика и О. Шевчика, изучать гаммы и арпеджио в соответствующих тональностях. Необходимо также систематически работать над интонацией и звуком (для развития кантилены рекомендуются N 12, 32, 34, 41). Работа над вибрацией должна проводиться в зависимости от поставленных художественных задач и в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
В настоящем учебном пособии рассматриваются вопросы энгармонической замены звуков, а также транспонирования. Эти важные элементы воспитания психологии исполнителя тесно связаны с практикой. Во многих произведениях могут встретиться отдельные построения и отдельные ноты, которые удобнее представить себе в другом написании (см. N 2, 4, 9, 15, 70, 73). Некоторые этюды из настоящей работы можно использовать для транспонирования в другие тональности (см. N 3, 10, 13, 18, 20, 22, 31, 39, 40, 41, 48, 64, 125, 126), а также для освоения приемов, связанных с изменением ладотональности (см. N 4, 6, 12, 20, 24).
Нотный текст снабжен краткими методическими пояснениями, которые помогут учащимся при самостоятельной работе разрешить поставленные перед ними задачи. Наряду с оригинальными этюдами, написанными для альта, в данную работу вошли этюды отечественных и зарубежных авторов, написанные для скрипки, виолончели, фортепиано, духовых инструментов и обработанные авторами данного пособия для альта. Эти этюды отмечены звездочкой возле фамилии автора.
Развитие правильных музыкально-исполнительских навыков требует: точного прочтения нотного текста, выполнения всех авторских указаний, аккуратности исполнения, тщательной работы над интонацией, ритмом, характером штрихов, нюансировкой, выразительностью звучания и особого внимания к качеству звукоизвлечения. Темп исполнения того или иного этюда, как и любого художественного произведения, определяется характером музыкального материала и индивидуальностью учащегося. Варианты к этюдам — штриховые, ритмические и другие — необходимо выбирать и изучать творчески, в зависим.ости от поставленных задач.
В целях развития навыков ансамблевой игры в работе предлагаются этюды-дуэты и трио, которые могут исполняться либо учащимися, либо учениками и педагогом. При исполнении этюдов-ансамблей необходимо разделять функции ведущих и аккомпанирующих голосов, обращая особое внимание на ритм и интонацию, единство характера штрихов, согласованность ансамбля, исполнение динамических оттенков в зависимости от значимости данного голоса в музыкальной ткани произведения. Аппликатура в нотном тексте, как правило, проставлена при смене позиций.
Следует запрещать учащимся надписывать обозначение пальцев в местах, не требующих перехода в другую позицию. В двойных нотах, в большинстве случаев, указана аппликатура лишь верхнего или нижнего голоса. При работе над музыкально-техническим материалом желательно усваивать его как можно скорее наизусть.
|