Полезные советы


У каждого, наверное, случались ситуации, когда инструмент ни с того ни с сего переставал радовать нас сочным грудным альтовым звуком!  Инструменты - старинные - очень реагируют на погоду. Дело в износе корпуса. Лак со временем стирается и инструмент все больше во влажную погоду - глушит, а в солнечную - высыхает и орет! (индивидуальный подход к каждому инструменту). Если же это новый - относительно  крепкий альт, вспомните, - может вы недавно самолично переставляли душку или еще чего! Даже каждая мелочь может дать «трещину в звуке». Желательно, если инструмент смотрелся проверенными мастерами и желательно одному заинтересованному лицу - сам мастер альта и др.  Даже смена струн - руки любителя, непрофессиональный подход. плюс не новый альт , и итог - трещина на всю деку! Меняешь струны сам - следи, чтобы натяжение было одинаковым, слушай остальные струны, если меняешь одну избранную.
Ну вот, если же дело не во всем этом, то попробуй почистить изнутри инструмент, может просто забилась пыль. Для этого есть использованный известный способ - в деки насыпь простой (не вареной ,конечно) крупы,  например риса и др. Потряси инструмент, а потом переверни и вытряси все обратно. если рис будет нечистый, а при том еще с комочками пыли - дело ясное, почему заглох. Инструмент как человек - чистишь изнанку, а нужно глубже!
 
Наверное, многие знают, что инструмент боится не только большой влажности, прямых солнечных лучей и др. Испортить звук можно просто положив его на рояль и уйти. Придет одаренный пианист и испортит инструмент в хлам! Звук вашего любимого альта может измениться до неузнаваемости! Также бывает, если инструмент побывает в плохом оркестре, где главное не чистота интонации и др. критерии, а громкость. Особенно, если ты сидишь с усиленным составом тромбонистов (я имею в виду сомнительные оркестры, в хорошем место альтисту всегда найдется поближе к палочке)Инструмент не выдерживает напора, и умирает (были случаи и очевидцы).
Смычок – тоже, даже очень важная часть для альтиста! Нужно уметь вовремя вставить волос - но ни в коем случае не перед экзаменом или концертом (находятся и такие умники!) . Правильно канифолить, чтобы потом вся канифоль не оставалась на твоем лице и лице соседа по пульту.
Натяжение волоса должно не давать смычку сильно прогибаться, что самое страшное - сильно натянутый волос. Это каким надо быть способным, чтоб на таком смычке играть!
Чистота волоса - тоже показатель уровня альтиста-исполнителя! Если волос уже не первой свежести, а сменить его не к месту, возьми немного очистителя для струн, протри проблемные зоны, особенно у колодки!.  Грязь сойдет моментально. Можно попробовать промыть волос теплой водой с мылом или шампунем, правда его потом придется сушить. Для этого колодку нужно отсоединить от древка (сняв винт), и по возможности большую часть волоса опустить в ванночку с мыльной водой. Только учти, что волос будет чист как новый, и канифолить его нужно будет также усердно. Лишнюю канифоль убери тряпочкой (сухой).
Очень важный критерий для хорошей игры - голова. Должна быть свежая, непринужденная, не хочешь - не надо (без желания кроме муки и сомнительной игры ничего не выйдет). Попробуй заинтересовать себя. Например, целый день слушай сонату Хиндемита. Уверен, что к концу дня ты не выдержишь, захочешь играть в точности как м-р Башмет и весь вечер с энтузиазмом прозанимаешься! (но это для особо талантливых и ленивых :)
Обязательно давай своей голове отдохнуть и усвоить выученную или повторенную информацию. Можно легко выучить пьесу, если разобрав ее дать ей немного отлежаться в голове, а потом учить сложные кусочки ( не часто, несколько раз послушать одну хорошую запись, потом проигрывать - тоже с перерывами)Выученная пьеса засядет глубоко в памяти, т. к выученная за 1 день, она бы отложилась в кратковременную память, и потом, без повторений, исчезла бы вообще из вашей головы, а если учить без перерыва неделями - ничего кроме пустых нот и техники - не получится!
     Если вы заметили, что из-за работы в оркестре и др. у вас начинает появляться нотка- другая фальшивая - тут же одумайтесь, "не привыкнуть бы!" .Не прощайте себе ни грамма фальши. Нашему брату с таким темпом жизни, только дай слабинку - привыкнешь и уже не заметишь (пожалей слушателя, а тем более себя!).
Следи за вибрацией. Альтовая вибрация не за то славится, что качнулся пару раз и хватит. Это тоже зависит и от струны и от инструмента, и много чего еще! Главное чтобы она была разнообразная и к месту (со вкусом и в меру - это идеал)
Бывают случаи, когда надо позаниматься, поучить и некогда, либо ты заболел и не хочешь при температуре руки переиграть . а заниматься надо! Лучший способ при температуре - либо просто играть кантилену и слушать все мельчайшие подробности ( не каждый день такая радость - насладиться звуком, потянуть пустые струны (очень полезно кстати)
Либо же возьми ноты и мысленно проигрывай со штрихами, напевай. Так все медленно проучишь, потом когда альт возьмешь - пол дела сделано.
А знаешь ли ты что количество никогда не заменит качества. Даже если ты все дни проводишь за инструментом особенно в бездумных занятиях - эффект зачастую обратный. Руки болят, голова гудит, а на специальности твой пассаж все хуже и хуже. Задай себе конкретную цель с конкретной задачей, можешь даже записать в тетрадку - что лучше и сколько сделать. Обязательно занимайся в определенные часы, чтобы голова запомнила, в какие моменты нужно усиленно думать (у каждого свое время)
У всех у нас есть инструмент ( у кого получше у кого похуже) . Самое главное чтобы ты любил его. Нужно видеть и недостатки, но и полностью располагать плюсами. Свой инструмент надо знать вдоль и поперек. Для этого надо к нему прислушиваться , или хотя бы захотеть этого. Полдела сделано!

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое