Барток - Соната N2 для скрипки


Барток - Соната N2 для скрипки. Скачать ноты Барток - Соната N2 для скрипки вы можете на этой странице. По своим внешним жанровым признакам Соната напоминает об эпохе барокко. Музыкальное же ее содержание ведет в глубь творческой лаборатории Бартока, где его сокровенные мысли приобретают форму насыщенных концентрированных монологов. Двухчастная Вторая соната более компактна и замкнута: возвращение начальной темы первой части в коде финала придает ей черты тематического единства. Известно, что сам композитор предпочитал Вторую сонату, а если включал в программы Первую, то нередко выпускал начальное Аllegro appassionato — наиболее сложную и «многословную» часть. В музыке второй скрипичной сонаты медленная, крайне усложненная импровизация (первая часть) сменяется динамичнейшей танцевальной сценой. Подобная двухчастная структура напоминает традиционное для венгерских рапсодий Листа чередование чувственного наигрыша и огненной синкопированной пляски. Но изощренная экспрессивность образов здесь столь же далека от простодушной жанровости листовских рапсодий, как и в Первой сонате для скрипки.
Для просмотра первых страниц произведения Барток - Соната N2 для скрипки щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: Отсутствует

 

Клавир: 33 стр. 42182 K

 

Барток - Соната N2 для скрипки - Партия - первая страница Барток - Соната N2 для скрипки - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)
Начальный образ первой части — патетическая речитация скрипки с резко очерченными триольными оборотами— близок к мадьярским народным плачам-причитаниям. Эта выразительная фраза служит одной из ведущих тем всей сонаты, возвращаясь в середине и конце первой части как рефрен своеобразного рондо. Реминисценции той же темы будут играть важную роль и в середине и в коде финала. В целом же первая часть сонаты — наряду с финалом Второго квартета и медленными разделами Третьего и Четвертого квартетов — относится к наиболее трудно слушаемым страницам музыки Бартока; из-за намеренной тематической и тональной «алогичности» она воспринимается как калейдоскоп звуков, почти не соотнесенных между собой. На первый план выступает игра  темброво-колористических эффектов: тихие переливы декоративных тембров и звуковых пятен (безжизненно звучащие флажолеты con sordino, «гроздья» фортепианных созвучий, частые скачки и изощренные орнаменты). Здесь все до крайности накалено, гипертрофировано: прежде всего ладовая сфера, в которой почти безраздельно господствует атональная анархия, нервная, бесконечно изменяющаяся ритмика, беспокойная динамика с частой сменой лихорадочного agitato— безвольными угасаниями. После завершающего импровизационного развития темы-причитания скорбная музыка Molto moderato без перерыва сменяется энергичным движением финала.

Рапсодический финал, как и в Первой сонате, составляет сюжетный центр произведения. Здесь также разыгрывается многоплановое танцевальное действо, резко противоположное запутанной фантастике предшествующей части. На этот раз Барток строит финал в форме двойных вариаций, прерываемых контрастной серединой. Обе темы отличаются яркой национальной самобытностью, а их вариационное развитие направлено в сторону ультрадинамического «огрубления», вновь вызывающего в памяти варварские эффекты «Весны священной». Первая тема, воспроизводящая ладовое строение мелодии-причета из первой части, подвергается активным, преимущественно метроритмическим (а также и тембровым) изменениям: она звучит то в мерном, суховато звенящем движении pizzicato, то в быстрых и легких пассажах, обостренных нервными перебоями ритма, то в таинственных тремолирующих фразах con sordino на 5/8.
Постепенно вырастает, динамизируется и вторая тема финала — в характере синкопированного венгерского танца. Поручаемая всякий раз фортепиано, она превращается из отдаленного капризного наигрыша (см. пример 60 а) в торжественную пляску — кульминацию всей части. В этом триумфальном проведении второй «чардашной» темы особенно ясны интонационные связи с венгерскими плясовыми напевами, когда-то привлекшими интерес Бартока при создании Импровизаций ор. 20 и 15 крестьянских песен для фортепиано:
Здесь проясняется и ладовая основа музыки: почти исчезают политональные созвучия, бушевавшие на протяжении почти всей части; побеждает любимый Бартоком народный лад — мажоро-минор с лидийским и миксолидийскими элементами. Совсем иной принцип изложения господствует в среднем разделе финала: здесь четкость жанровых «сцен» сменяется декоративной фресковостью. Короткие плясовые попевки и скерцозные фразки словно переплетаются и тонут в пестром потоке звукоизобра-зительных пятен; точно из темноты деревенской ночи доносятся отголоски песен, плясок, залихватских выкриков и задорных игр. Барток здесь несомненно опирается на опыт импрессионистской звукописи, хотя общий колорит этого эпизода намного жестче и «злее» в сравнении с утонченно поэтическими «ноктюрнами» Дебюсси или Равеля. Наконец, весь средний раздел завершается угасающей реминисценцией первой части (тема-причет в приглушенной флажолетной окраске).

Следующая затем реприза начальных плясовых тем резко динамизирована и обострена. Именно здесь выступают на первый план намеренно огрубленные «ударные» тембры и политональные комплексы. Господство смешанных пятидольных и семидольных размеров, в сочетании с тяжеловесностью «втаптывающих» ритмов — усиливает впечатление причудливо архаического сказочного действаВсюду слышатся венгерские интонации и ритмы, но они существенно переосмыслены, гиперболизированы как в фортепианных Импровизациях ор. 20. Бесконечно вдалбливаемые секундовые созвучия и гулкие басовые аккорды-кляксы— у фортепиано, непривычно резкие тембры скрипки (col legno, sulla tastiera, с обозначением «остро, грубо») словно имитируют звучание барабанов и бубнов, акцентируя обнаженный энергетизм музыкального образа.
Финал завершается характерной для Бартока подвижной и тихой кодой, напоминающей отдаленные завывания ветра (vivacissimo на материале первой темы); лишь в самом конце вновь воскрешается патетический образ темы-плача из первой части; он постепенно смягчается, завершая всю пьесу задумчивым поэтическим угасанием.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое