Дварионас - Концерт для скрипки (1948)


Дварионас - Концерт для скрипки (1948). Скачать ноты Дварионас - Концерт для скрипки (1948) вы можете на этой странице. Дварионас уделяет много внимания обработкам литовских народных песен; их интонационные и структурные особенности органично вошли в строй музыкального мышления композитора. Этой связью с самобытным музыкальным творчеством литовско го народа привлекает Концерт для скрипки с оркестром h-moll (1948). Из живого родника народной песенности композитор черпает и развивает проникновенные лирические напевы, задумчивые мелодии-сказы повествовательного характера, незатейливые инструментальные наигрыши, задорные, шуточные, игровые, танцевальные мотивы с их острыми синкопированными ритмами, своеобразной ладово-гармонической окраской (пентатонические интонации, переменные лады, квинтовые параллелизмы и др.) и специфической структурой. В скрипичном концерте си-минор Дварионаса немало интонаций, общих для народной музыки литовского, русского, украинского и других славянских народрв; использованы и «восточные» интонации. В концерте для скрипки много света, энергии, ясности и душевной простоты. В лирически-проникновенных энергично-волевых и шутливо-грациозных образах концерта воплощены любовь к родной природе, полнота жизнеощущения; в них рисуются опоэтизированные жанрово-бытовые сцены.
Для просмотра первых страниц произведения Дварионас - Концерт для скрипки (1948) щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 19 стр. 28787 K

 

Клавир: 58 стр. 92446 K

 

Дварионас - Концерт для скрипки (1948) - Партия - первая страница Дварионас - Концерт для скрипки (1948) - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
В первой части концерта, написанной в форме сонатного аллегро, особую роль играет широко развернутое вступление импровизационного характера. Из интонаций вступления вырастают в дальнейшем основные темы не только первой части, но и .всего произведения в целом. Интонационные связи между многими эпизодами различных частей цикла цементируют обильный тематический материал концерта.

Преобладающий характер музыки первой части— живой, подвижный, темпераментный. Этому способствует не только волевой тонус главной партии, построенной на танцевально-жанровой основе, но и эмоциональный подъем в развитии широкораспевной связующей партии. Совершенно иное настроение господствует в контрастной побочной партии Мелодия этой партии (авторский вариадт записанной Дварионасом народной аукштайской песни «Осенним утром» с характерным метром) — образец сдержанной, сосредоточенной, «повествовательной» лирики.
Лирический «центр» произведения — проникновенная, ¡написанная с большой любовью и теплотой, инструментованная с большим вкусом, вторая часть. Ароматом свежести и непосредственности веет и от темы вступления (вариант народной песни «Alaus, Alaus», записанной композитором), и от выросшей из нее основной темы, с ее светлым, прозрачным колоритом, заставляющим вспомнить о незатейливом свирельном наигрыше (цифра 4). Такими же привлекательными чертами наделены непосредственно развивающаяся далее новая лирическая тема, близкая по своим оборотам многим советским лирическим песням (цифра 8 ) и контрастный эпизод — жанрово-бытовая зарисовка крестьянского танца, с его ярким народным—ладовым, ритмическим и инструментальным — колоритом.

Полон жизненной энергии темпераментный финал концерта, написанный в форме рондо-сонаты. Вступление к нему — яркое, динамичное; основная
тема рондо родственна и по интонациям, и по характеру главной ¡партии первой части концерта, но более компактна, упруга, волеустремленна. Первый эпизод, предваряемый колоритными квинтовыми параллелизмами,— подвижный, задорный и вместе с гем изящный народный танец; живой пульс движения не ослабевает и во внезапно возникающем втором, контрастном эпизоде лирического характера; в нем неожиданно появляется ориентальный колорит. В стремительной коде господствуют трансформированные мотивы главной партии первой части и основной темы финала, цементирующие тематический материал и утверждающие оптимистический замысел всего произведения.

Концерт впервые был исполнен в 1948 году (в г. Вильнюсе) заслуженным артистом Литовской ССР А. Ливонтом в сопровождении симфонического оркестра под управлением автора.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое