Хачатурян - Концерт для скрипки


Хачатурян - Концерт для скрипки. Скачать ноты Хачатурян - Концерт для скрипки вы можете на этой странице. В 1940 году, в период уже наступившей творческой зрелости, Хачатурян создает свой знаменитый Трехчастный Концерт для скрипки с оркестром, написанный в очень короткий срок — за два месяца.  Первым исполнителем хачатуряновского Концерта явился крупный советский скрипач, прославленный лауреат международных конкурсов, Давид Ойстрах. 16 ноября 1940 года, в торжественный день открытия традиционной декады советской музыки, в зале имени Чайковского, состоялась премьера Концерта для скрипки с оркестром. Композиция Скрипичного концерта с внешней стороны не поражает особенными новшествами. Это обычная, хорошо рассчитанная и мастерски сформованная трехчастная конструкция: Allegro — Andante — Allegro. Роль концертирующего инструмента более рельефно выдвинута на передний план. Однако функция оркестра вовсе не сводится к простому аккомпанементу. Нигде не заслоняя — полную пафоса и виртуозного блеска — «концертантную» партию солирующей скрипки, оркестр то скромно «сопровождает», то расцвечивает, колорирует ее ослепительным сиянием мелодических узоров, красочных гармоний и причудливых ритмов, то вступает с нею в состязание, разрабатывая, развивая, обогащая выразительный тематизм. Все же скрипка почти безраздельно царит в этом пенящемся море звуков; виртуозное состязание с оркестром лишь подчеркивает ее «доблестный» характер и ее ведущую роль. Хачатуряну чуждо благообразное прекраснодушие мендельсоновской романтики. В его художественном сознании проявление красоты всегда связывается с великолепием силы народной самобытности.


Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Хачатурян - Концерт для скрипки щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 35 стр. 1753 K

 

Клавир: 62 стр. 3563 K

 

Хачатурян - Концерт для скрипки - Партия - первая страница Хачатурян - Концерт для скрипки - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)

Властная сила эмоционального воздействия Скрипичного концерта заключена (как всегда у Хачатуряна) прежде всего в самом тематизме произведения, в его щедром и необычайно выразительном мелосе.

С начальных тактов оркестрового вступления, где с лапидарной четкостью «начертана» тема-эпиграф первой части Концерта (Allegro con fermezza) слушатель вовлекается в знакомый и все ж неуловимо новый мир хачатуряновского мелоса, мир ярких песенно-танцевальных образов, которыми искрится эта музыка. Яркая концертантность, сила, блеск выразительно- простой мелодии, народной по складу и, вместе с тем, индивидуально своеобразной; «остинатная» динамика упругого ритма; ясная перспектива общего целеустремленного движения; наконец, прозрачный, не отяжеленный густыми красками гармонический колорит оркестровки — вот черты, характеризующие главную партию первой части Скрипичного концерта. Тема побочной партии также народна в своих истоках; она выдержана в тонах армянской песенной лирики. Искусный наряд хроматических гармоний, обвивая тему (в основе своей она диатонична), придает ей характер томной неги, не нарушая, впрочем, строгой красоты облика этой мелодии, «блистающей смиренно». Мягкие ритмические «покачивания» в движении самой темы и в сопровождающих ее голосах оркестра—вызывают в воображении слушателя образ спокойного, пленяющего своей неторопливой грацией женского танца.
Самая сущность основных тем первой части Концерта такова, что их сопоставление или противопоставление исключает необходимость (да и возможность) драматической коллизии. Как уже замечено было, обе темы — главная и побочная, ярко контрастные по характеру и настроению, — в то же время гармонически дополняют друг друга. И, естественно, разработка здесь представляет не картину борьбы (как обычно), а картину игры, утверждающей гармонию красоты и силы.
Не драматизм, но пафос выражения характеризует два развернутых эпизода разработки. В первом господствует волевой напор мужественной тематики вступления и главной партии; во втором — женственная грация лирически взволнованной темы побочной партии.

Вторая часть Скрипичного концерта — Andante sostenuto — расширяет и углубляет сферу лирических настроений, запечатленных в побочной партии первого Allegro (см. выше). Там эти настроения выразились в завораживающей мелодии грациозно-женственного танца. Здесь они одухотворили широкозвучную песнь поэзией созерцания и размышления. Посреди бурной жизнедеятельности наступает и время мечтательного раздумья. На этот лад настраивает слушателя речитативная мелодия вступления (фагот с виолончелями, затем кларнет с альтами), отдаленно напоминающая начало Andante из Фортепьянного концерта.
Мастерство композитора согласует стихию народной импровизационности с законами классической формы, обновляя и обогащая ее, — характерная черта, свойственная творческой зрелости Хачатуряна (и, как увидим далее, «доминантная» в становлении его индивидуального стиля).
Третья часть — финал - Allegro vivace. Блистательный по мастерству, безупречный по форме, он не только завершает, но и обобщает образно- тематическое развитие музыки первых двух частей Концерта. Нет необходимости подчеркивать, как важна роль такого финала в концепции всего произведения.
В начальном Allegro и затем в Andante сопоставлены, если можно так выразиться, две различные сферы художественного восприятия и воплощения жизни: общее (объективное) и личное (субъективное). Allegro обращено в мир внешний, концентрирует впечатления окружающей действительности в динамичном развитии разноликих, контрастных образов, и здесь воображению слушателя рисуются в симфоническом движении колоритные сцены народной жизни. Andante погружает в мир внутренний, душевный: музыка повествует о личном — о думах, чувствованиях, переживаниях художника. Возникает созерцательно-лирическая сцена «наедине с природой».

Финал Скрипичного концерта — Allegro vivace — написан в свободной форме рондо-сонаты. Оркестровое вступление (tutti, D-dur), возвещая приготовление к празднеству, распахивает широкое «ритмическое пространство». Оно заполняется торжественным и шумным движением. Вновь слышатся отголоски вступительной темы-эпиграфа из первой части Концерта.

Великолепным завершением симфонического развития служит размашистая ре-мажорная кода — в ней торжественно и мощно звучит мужественный распев той же — начальной темы Таким образом в финале композитор концентрирует, преобразуя, сливая и обобщая, — характерные черты контрастного тематизма всех трех частей Скрипичного концерта. Мастерство тонкой тематической работы подчинено творческому замыслу и достигает цели: в финале полностью утверждается глубокая жизненная идея этого замечательного произведения искусства наших дней.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое