Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14


Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14. Скачать ноты Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14 вы можете на этой странице. Концерт Тихона Хренникова № 1 для скрипки с оркестром, ор. 14, созданный в 1959 г. посвящается Леониду Когану, ставшему его первым исполнителем. Это одна из ранних, по времени создания, композиция Хренникова. Однако черты зрелого стиля композитора ощутимы здесь сполна. Свойственная Хренникову цикличная трехчастность наполнена классической системой контрастов. Первая часть, в которой побочная тема с узнаваемой ориентальной окраской оттеняет энергичную главную партию, сугубо лирическая средняя часть и финал - выражение абсолютной энергии («танцующей радости»). Классическая схема контрастов, в отличие от фортепианных концертов, подана здесь как бы в «чистом» виде, без драматических осложнений и искажения привычного контура такого рода цикличности.
Для просмотра первых страниц произведения Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 22 стр. 818 K

 

Клавир: 60 стр. 2194 K

 

Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14 - Партия - первая страница Хренников - Концерт для скрипки N1 op.14 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Скрипка неизменно выступает вперед, ей поручен рассказ о самом главном. Композитор прекрасно ощущает особенности концертного исполнительства, требования эстрады. Это определяет основной характер музыки, с ее яркостью жиз-неутверждения, праздничностью и нарядностью звучания, проникнутого духом молодости и оптимизма. Все это прекрасно сочетается с виртуозной фактурой произведения. Концерт Хренникова, написанный с блеском и размахом, открывает широкие возможности для показа владения техникой и кантиленой, ибо большинство пассажей, не говоря уже о певучих темах, мелодически насыщенны. Скрипичная фактура эффектна, пассажи разнообразны; скачки, двойные ноты — все объединяет четкая ритмическая конструкция. Во многих эпизодах возникают прозрачные по звучанию полифонические фрагменты, заметно оживляющие фактуру. Общий характер письма — тщательно детализированный, с точной расстановкой всех штрихов сольной и оркестровых партий.

Скрипка сразу начинает сплетать кружево пассажей, излагая в легком триольном движении энергичную главную тему. Ее разбег захватывает, прерываясь лишь с появлением второй темы, вносящей несколько неожиданный ориентальный оттенок. Она напевна, лирически-спокойна, звучит на фоне изящного, колышущегося сопровождения, составляя разительный контраст динамизму первой темы. Композитор вообще часто пользуется контрастностью в качестве конструктивно-драматургического приема, безотказно воздействующего на слушателя. Контраст становится основным приемом построения формы. Как и в других концертно-виртуозных произведениях Хренникова, за этим скрывается полнота жизнеутверждения, темпераментность, увлеченность богатством инструментальных возможностей, не приводящая, однако, к утере содержательности. Все дело в точно осознанном использовании автором технических средств жанра, никогда не приобретающих у него первостепенного значения.

Зеркальная реприза первой части неточно повторяет материал экспозиции, приобретающей здесь более динамичный облик. В репризе снова преобладает триольное пассажное движение, которое вводит в каденцию, интересную не только в чисто виртуозном плане, но и в отношении тематической работы. Кода утверждает общий стремительный, даже полетный характер первой части, написанной в блестящем концертном стиле. Слушая ее, испытываешь чувство эмоциональной приподнятости, увлеченности.

Вторая часть развертывается в плане лирического высказывания. Интонационно она близка миру песни и романса, довольно сложно преобразованному. И здесь с первых же тактов скрипке отведена ведущая роль, ей поручена спокойная кантилена широкого дыхания, звучащая в высоком регистре. Она сочетается с красивыми и выразительными мелодическими линиями кларнета и других инструментов, создавая интересные полифонические построения. Распевная мелодия повторяется несколько раз различными инструментами, украшается орнаментами, которые дальше переходят и в партию солирующей скрипки. Andante выдержано в ясном и спокойном эмоциональном тоне, оно точно остров кантилены среди двух быстрых виртуозных частей. В отличие от медленных эпизодов ранних произведений Хренникова с характерными для них эмоциональными нагнетаниями, общий тон развития здесь ровный, господствует спокойная мелодия во всей своей певучей силе и обаянии (пример 17).

Динамичный, словно улетающий ввысь финал возвращает в сферу движения, насыщенного танцевальными ритмами. Это истинный праздник виртуозности. Музыка финала, как и первой части, содержит нарастание, которое подчеркнуто настойчивой повторностью краткой ритмической формулы оркестрового сопровождения, перекликающейся со столь же четкой в своем построении партией скрипки. Обаятельная главная тема появляется в сопровождении легко очерченных пассажей трубы. Весь первый эпизод финала пролетает как пестрый хоровод в чередовании реплик солиста и оркестровых подхватов, эффектно заканчиваясь пятипальцевыми пассажами фортепиано, дублированными альтами и виолончелями.

Средний эпизод финала, более спокойный в своем движении, как бы возвращает ко второй, медленной части и скрепляет таким напоминанием общую конструкцию произведения (излюбленный прием композитора). В этом эпизоде звучит певучая тема, излагаемая широко и неспешно в сочетании с отдельными динамичными штрихами. Она воспринимается как островок спокойствия в общей картине финала.

Реприза главной темы показывает ее еще более энергичной: нарастание звучности и пассажного движения традиционно в произведении концертно-виртуозного жанра. Партия скрипки приобретает новый блеск, развертываясь в почти непрерывном perpetuum mobile вплоть до самого конца, где броской репликой совместно с оркестром завершает концерт, создавая впечатление внезапно остановившегося разбега пассажей.

Сочиняя концерт, Хренников стремился к ясности и сжатости изложения, к разнообразию фактуры, к мелодической насыщенности. Свежесть и непосредственность музыки нашла путь к сердцам слушателей, тепло встретивших первое исполнение в Горьком, а затем — в Москве, в Большом зале консерватории. Успех был закреплен прекрасным исполнением Леонида Когана, игравшего с присущим ему блеском и артистичностью, с той увлеченностью, которая всегда находит отклик у публики. Скрипичный концерт Хренникова вошел в репертуар Игоря Безродного, блестяще сыгравшего его на фестивале современной музыки в Лос-Анжелесе, где его слушал Игорь Стравинский, и юной в то время японской скрипачки Екко Сато, исполнявшей его во многих наших городах и у себя на родине. Концерт воодушевил композитора на дальнейшую работу: в последующие годы этот жанр неоднократно привлекал его внимание.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое