Леман - Соната для скрипки соло


Леман - Соната для скрипки соло. Скачать ноты Леман - Соната для скрипки соло вы можете на этой странице. Соната для скрипки соло Альберта Лемана была написана в 1976 году. Работая над сонатой, Леман стремился создать произведение глубоко национальное. Это ему в значительной мере удалось. Автор хорошо изучил особенности татарской народной песенности, верно почувствовал и передал в своем сочинении и самый ее дух. Претворяя черты татарского народного музыкального искусства, Леман одновременно опирался и на бессмертные традиции русской музыкальной классики. Скрипичная соната А.Лемана обладает рядом ценных черт. В числе их — оптимизм содержания, национальность музыкального языка, опирающегося одновременно и на русскую музыкальную классику, удачная трактовка партии солирующей скрипки. Соната для скрипки соло стала значительным событием в музыкальной жизни Советской Татарии, обогатив ее национальное музыкальное достояние.
Для просмотра первых страниц произведения Леман - Соната для скрипки соло щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 10 стр. 1728 K

 

 

Леман - Соната для скрипки соло - Партия - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)
Все использованные в сонате выразительные средства ракрывают единую концепцию. Темы сонаты национальны. В них отражены характерные черты татарской народной музыки. Национальна их ритмика, в которой постоянно используются остинатные ритмические фигуры. Национальна сама их мелодика, их гармоническое оформление.
Как известно, татарская народная песня пентатонична, не знает иных ладов, помимо различных вариантов пентатоники. И композитор придерживается в своей сонате пентатонического лада в построении мелодии.
Леман умело использовал в скрипичной сонате специфические возможности пентатонического лада, лишенного полутоновых тяготений и потому очень подходящего для выражения светлых, радостных эмоций.
Он пользуется преимущественно гармониями, составленными из звуков, входящих в пентатоническую ладовую систему.
Весьма часто он применяет в гармонии «пустые» квинтовые созвучия. В ряде случаев им свободно сочетаются различные мелодические линии, внешне чуждые друг другу, но укладывающиеся в единый пентатонический гармонический комплекс и потому хорошо согласующиеся друг с другом.
В гармонии композитор, однако, не ограничивает себя теми только возможностями, которые дает пентатонический лад и приемы его использования, вытекающие из характерных особенностей татарской народной песенности. Он свободно использует здесь отклонения и модуляции в далекие от основного лада пентатонические же лады. Эти отклонения и модуляции, очень освежающие музыкальную ткань, в народной татарской музыке неизвестны. Это усиливает красочность музыки сонаты для скрипки соло, вполне отвечающую творческой задаче, которую ставил перед собой А.Леман. В сонате охватывается широкий круг тональностей, а отдельные темы  в процессе развития музыки постоянно подвергаются тональной перекраске.
Национальные черты в развитии музыки и в построении формы тесно соединяются в этой скрипичной сонате с чертами, связанными своим происхождением с классическим наследием русского музыкального искусства. Музыкальная ткань сонаты подобна пестрой мозаике или рисунку роскошного восточного ковра.
Партия солирующей скрипки в сонате виртуозна, написана со знанием возможностей инструмента. Узорчатость мелодического рисунка, свойственная татарской народной песенности, позволяет автору концерта достигать естественной, содержательной виртуозности, обходиться без привлечения «вставных» виртуозных пассажей. Наряду с национальным по происхождению рисунком фигурации, Леман удачно применяет и фигурации обычного в классической сонате типа.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое