Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром


Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром. Скачать ноты Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром вы можете на этой странице. Скрипичный концерт Мачавариани — один из лучших образцов данного жанра в Советской музыке. Он вошел в репертуар многих известных скрипачей. Музыка концерта проникнута внутренним пафосом, романтической взволнованностью. Концерт для скрипки с оркестром Алексея Мачавариани получил всеобщее признание и прочно утвердился в исполнительском репертуаре; он выходит из рамок национального музыкального искусства и занимает почетное место среди лучших произведений композиторов советской эпохи. Из истории известно, что постановлением Совета Министров СССР Мачавариани Алексею Давидовичу за концерт для скрипки с оркестром была присуждена Сталинская премия третьей степени за 1950 год.

Успех сочинения определили его ценные качества — богатство, значительность содержания, сочетание опоры на грузинскую народную музыку и использования замечательных традиций русской музыкальной классики, незаурядное мастерство, проявленное автором в трактовке скрипки и оркестра, в построении формы. Скрипичный концерт Мачавариани — произведение, отличающееся немалой глубиной и разносторонностью содержания, значительным совершенством формы, произведение глубоко национальное и одновременно опирающееся на достижения русской музыкальной классики. В ярких, увлекательных музыкальных образах оно раскрывает оптимистическую, жизнеутверждающую концепцию.
Для просмотра первых страниц произведения Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром щелкните по уменьшенному изображению.

Ноты в формате PDF

Партия: 30 стр. 7224 K

 

Клавир: 69 стр. 16874 K

 

Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром - Партия - первая страница Мачавариани - Концерт для скрипки с оркестром - Клавир - первая страница
Скачать ноты (1499 руб.) Скачать ноты (1499 руб.)
Одна из ценных черт концерта Мачавариани — удачная трактовка партий солирующего инструмента и оркестра, трактовка их ансамбля, в полной мере отвечающая особенностям концертного жанра.
Партия скрипки в концерте очень рельефна, выпукла. Все многообразие возможностей этого инструмента использовано в ней. Представлены и широкая, плавная кантилена, и стремительные моторные движения, представлены и различные специфические типы игры. Виртуозность, эффектность не являются в партии соло внешними. Сольная партия сплошь тематична, дает изложение тем и их развитие. «вставных», украшающих пассажей в ней нет.

Содержание каждой из частей концерта Мачавариани глубоко индивидуально; в целом произведению присуща значительная широта образного диапазона. В первой части господствуют героико-эпические, порой и драматические тона, представлены в качестве «второго плана» и лирические образы; вторая часть целиком лирическая, третья воссоздает картины народного праздника, безудержного. ликования народа. Части контрастируют друг с другом по содержанию и вместе с тем тесно связаны между собой, раскрывают единую концепцию. Концерт воспринимается как увлекательное повествование о героической освободительной борьбе грузинского народа в прошлом (первая часть), о его счастливом настоящем (финал). Одновременно выступает линия лирических образов, относительно самостоятельная, но тесно связанная с основной концепцией, обеспечивающая более богатое, более многостороннее ее раскрытие.
Богато представлены в концерте лирические образы различных оттенков выразительности. Круг лирических образов открывает вторая тема первой части. Ее проникновенная задумчивая мелодия словно отражает впечатление от созерцания прекрасной южной природы, тесно слитое с выражением лирического чувства. Вторая часть вся выдержана в лирических тонах, то спокойно-созерцательных, как вначале, то взволнованно-страстных.

Мачавариани прекрасно знает грузинскую народную музыку. С детских лет он запомнил немало подлинных народных песен. В своем творчестве он стремится опираться на богатство народной грузинской музыки, охотно вводит в свои произведения оригинальные народные мелодии. Подлинные народные темы использованы Мачавариани и в его скрипичном концерте. Здесь встречаем две народнопесенные мелодии имеретино - гурийской походной песни о царе Вахтанге и песни: «Вчера семь гурджаанцев». Первая из них лежит в основе ведущей темы первой части, вторая включена в развитие музыки средней части. Важную роль сыграло также изменение ритмической структуры мелодии. Оно одновременно преобразило выразительность народной мелодии н сделало ранее вокальную мелодию инструментальной, скрипичной.
Привлечением двух подлинных народных песенных тем далеко не исчерпываются черты народности концерта. Народны в нем и темы, созданные самим композитором. Композитор, сочиняя эти темы, остался верен самому духу грузинской народной песенности. Более того, в своих собственных темах он обобщил черты многих народнопесенных мелодий. Зачастую он создавал темы, весьма близкие к подлинным народным мелодиям, обладающие типическими чертами характерных народных жанров.
Уже говорилось о видной роли в концерте миксолидийского лада, встречающегося в образцах народной грузинской песенности.
Используя характерные элементы народного грузинского музыкального языка, композитор не идет по пути их бездумного копирования. Опираясь на достижения русской музыкальной классики, он творчески подходит к народному музыкальному языку, развивает отдельные его элементы в направлении заложенных в них возможностей для применения в крупном сочинении инструментальной музыки.
Обращают на себя внимание и специфические особенности ритмики концерта, претворяющей черты ритмов народных грузинских песен и танцев, в значительной мере общие для всех закавказских народов.
Выдающееся мастерство автора обнаруживает каденция в первой части. Очень удачно осуществлено ее введение. Каденция перекликается тематически с отрывками, излагавшимися у скрипки соло (связка к побочной партии), что заставляет воспринимать ее как подготовленную. С такой «перекрестной» связью соединяется непосредственная связность — начальные построения каденции продолжают восходящее движение предыдущего. Удачна и сама каденция. Это вовсе не демонстрация технических возможностей солирующего инструмента, но определенный этап настоящего развития музыки части, временно осуществляемого» в партии одного только солирующего инструмента.
Концерт Мачавариани вошел в репертуар многих советских скрипачей. Крупным событием было исполнение этого сочинения в 1951 году виднейшим советским скрипачом Д. Ф. Ойстрахом. Ойстрах дал новое «прочтение» концерта, сумел особенно ярко и выпукло представить его образы, раскрыть его содержание. В 1952 году, выступая с исполнением этого концерта, одержала победу на очередном международном конкурсе скрипачей им. Венявского а Варшаве молодая советская скрипачка М. Иашвили.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое