Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll


Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll. Скачать ноты Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll вы можете на этой странице. Второй концерт для скрипки с оркестром явился наиболее крупным сочинением Прокофьева, написанным перед возвращением на Родину. Концерт был написан для французского скрипача Р. Сетанса, который и сыграл его впервые 1 декабря 1935 года в Мадриде.
Создание второго скрипичного концерта знаменовало выход к новым просторам инструментальной музыки. Композитор, действительно, приближается к идеалу «новой простоты», о которой неоднократно писал в своих статьях начала 30-х годов. Музыка концерта отличается теплотой эмоционального тона, ее интонационная новизна органична, убедительна. Талант Прокофьева раскрывается здесь в качестве лирической общительности, что, вместе с блеском скрипичной партии, сделало его одной из излюбленных пьес современного концертного репертуара. Написанный в 1935 году, концерт во многом перекликается с более поздними прокофьевскими произведениями, знаменуя важный этап на пути к их высокой простоте и тщательности отбора выразительных средств, в которых раскрывается истинная оригинальность этого большого мастера.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 18 стр. 16411 K

 

Клавир: 48 стр. 20957 K

 

Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll - Партия - первая страница Прокофьев - Концерт для скрипки N2 op.63 g-moll - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)

Прокофьев пишет, что при сочинении этого концерта думал о названии «вроде „концертирующей сонаты для скрипки с оркестром", но в конце концов вернулся к простейшему: концерт № 2». К этому надо прибавить, что по сравнению с первым скрипичным концертом он внес много нового, в духе своих творческих исканий середины 30-х годов. Это сказалось и в усилении лирического элемента, и в упрощении языка. Разумеется, композитор сохраняет оригинальность интонационного почерка, что всегда было предметом его особенной заботы. Но в то же время в концерте появляются и черты известной традиционности, неожиданно возвращающие к традициям романтизма, местами — к элегической музыке Чайковского. Все это связано с отчетливо ощутимым потеплением эмоционального тонуса, особенно, в музыке первой части.
Концерт написан в традиционной форме трехчастного цикла, с обычным сопоставлением темпов и характера частей. Состав оркестра — двойной, инструментовка не перегружена, нигде не подавляет звучания солирующей скрипки. Композитор соблюдает все традиции жанра, за исключением одного: он отказывается от обычной виртуозной каденции.

Необычно начало концерта: скрипка solo запевает широкую мелодию, напоминающую о русских протяжные песнях и, в то же время, о лирических интонациях Чайковского. Как и обычно, Прокофьев чередует чисто мелодические и пассажные эпизоды, заботясь о разнообразии технических приемов. Вторая тема (Meno mosso) также лирична, но ее характер более светлый. Ярко выраженного эмоционального контраста тем здесь в сущности нет, что определило и характер разработки. В ней явно преобладает первая тема, причем она звучит в нижнем регистре у фаготов, виолончелей и контрабасов, орнаментированная пассажами скрипки. Вторая тема появляется лишь ненадолго и также растворяется в скрипичных пассажах. Можно сказать, что в разработке композитор лишь показывает по-новому материал экспозиции, не обостряя контрастов н не завязывая интонационных узлов; темы лишь сопоставлены и по существу не воздействуют одна на другую. Реприза повторяет экспозицию с небольшими изменениями, главным образом фактурного характера. Интересно отметить двухголосные эпизоды в изложении второй темы и коду, где очертания первой темы неожиданно заострены отрывистыми аккордами солирующей скрипки и краткими репликами скрипок и флейт.
Вторая часть поначалу напоминает серенаду: гитарные фигурации (струнные pizzicato и кларнеты staccato) сопровождают первую мелодию скрипки, проникнутую духом романтической восторженности. Вторая тема — более оживленная — окутана ажурной вязыо скрипичного орнамента (особого изящества композитор достигает при переходе к средней части). Третий мелодический образ полон тонкого лирического обаяния (средняя часть). И здесь примечательна разработка скрипичной партии, богатой интересными находками.
Пластичность образов, мастерство вариационного развития, мелодическое богатство — таковы достоинства второй части прокофьевского концерта. Из всех частей она наименее традиционна: вместо обычного поэтического размышления либо поэмы, Прокофьев создает почти театральную сцену, очень рельефную и образную. В жанре инструментального концерта своеобразно проявился прокофьевский дар конкретной характеристики. Музыка второй части изобилует прекрасными мелодиями, отмеченными всеми чертами зрелого прокофьевского стиля.
Следуя установившейся традиции, Прокофьев заканчивает концерт энергичным, блестящим финалом. Он открывается трехголосными аккордами скрипки, идущими в ритме несколько тяжеловесной мазурки. Танцевальный характер преобладает в музыке финала, богатой интересными контрастами метра и ритма.
Композитор явно тяготеет к камерной звучности, по большей части ограничивая состав оркестра немногими партиями. Скрипка все время находится на первом плане, в ее партии много любопытных деталей, поддерживающих интерес слушателя. Формы техники здесь не так новы, как это было в первом скрипичном концерте, но каждый штрих уместен и необходим, а все в целом — эффектно и блестяще.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое