Тематизм концерта близок Второй симфонии своей открытой песенной природой. Вокальный характер музыки настолько очевиден, а стилистика настолько явственно апеллирует к интонационному строю современных лирических песен, что отдельные темы воспринимаются как своеобразные переложения для скрипки с оркестром песенных фрагментов. Вот лишь один, но не единственный пример, достаточно красноречиво подтверждающий сказанное, — тема главной партии первой части: Потенциальные возможности к симфонизации заложены уже в большой скрипичной каденции, открывающей концерт. Виртуозность в ней сочетается с декламационно-монологическими чертами, а начальный интонационный оборот является зерном, из которого произрастает тематизм обеих частей концерта: С каденцией интонационно связаны темы оркестрового вступления, главной и побочной партий первой части (Andante, сонатная форма). Представляя собой разные грани единого лирического образа, они в ходе развития взаимопереплетаются, образуя различные тематические сплавы, — то переливаются одна в другую, то «обмениваются» характерными интонациями, то одна из них становится фоном для изложения и развития другой. Композитор мастерски изыскивает различные возможности синтеза, благодаря чему в условиях образно-интонационной близости материала тематическая работа оказывается чрезвычайно разнообразной и активной.
Вторая часть (Allegro), также написанная в сонатной форме, — драматургический центр произведения, по отношению к которому первая часть может рассматриваться как своего рода развернутая прелюдия. Энергичное оркестровое вступление к Allegro, построенное на интонациях начальной скрипичной каденции, подготавливает тему главной партии, которая в эмоциональном плане контрастирует вступлению, так как решена в лирическом ключе. Тематически же главная тема — это не что иное, как преображенная мелодия вступительной ка-депцип скрипки. Изложенная в высоком регистре и очищенная от виртуозных пассажей, она звучит как простая незамысловатая песня: Allegro не лишено романтической свободы и даже черт поэмности. Они проявляются в неожиданных контрастах, частых сменах темпа, фактуры, характера движения, что создает эмоциональную подвижность, в смелости тематических преобразований, в разрастании отдельных разделов формы до уровня самостоятельных эпизодов.
Никола́й Петро́вич Ра́ков — советский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Народный артист СССР. В его музыке преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; Раков является создателем обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для струнных инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических концертов.
|