Шостакович - Концерт для скрипки N1 op.77


Шостакович - Концерт для скрипки N1. Скачать ноты Шостакович - Концерт для скрипки N1 op.77 вы можете на этой странице. Первый скрипичный концерт (ор. 77) композитора создавался в 1947 году. В концерте Шостакович продолжал развивать основные принципы и тенденции своего творчества. Богатое и сложное симфоническое развитие сочетается в нем с не менее богатой виртуозностью. Здесь представлены не только различные виды скрипичной кантилены; композитор широко пользуется техническими возможностями инструмента. Скрипичная техника усиливает драматическую выразительность музыки, своеобразие и характерность музыкальных образов. Финал дает примеры виртуозности .иного рода: технические средства солирующего инструмента призваны здесь ярче выявить красочность и праздничный блеск музыки. Вопреки традиции - концерт состоит 1не из трех, а из четырех частей. Они называются Ноктюрн, Скерцо, Пассакалия и Бурлеска. Скрипичная сольная каденция, соединяющая Пассакалию с финалом, благодаря своим размерам и значению представляет собой как бы самостоятельную часть (поэтому можно рассматривать концерт «как пятичастный цикл).  Концерт характеризуется как произведение послевоенного времени; чувствуется, что оно писалось в годы, когда небо уже очистилось от дыма войны.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Шостакович - Концерт для скрипки N1 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 25 стр. 20652 K

 

Клавир: 74 стр. 3535 K

 

Партитура: 54 стр. 3623 K

 

Шостакович - Концерт для скрипки N1 - Партия - первая страница Шостакович - Концерт для скрипки N1 - Клавир - первая страница Шостакович - Концерт N1 для скрипки с оркестром op.77 - Партитура - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (1499 руб.)
Название первой части довольно условно. Французское слово nocturne означает ночной. Однако первая часть концерта не отмечена достаточно явными чертами ночного пейзажа. Впрочем, ярко выраженная пейзажная живопись вообще не свойственна Шостаковичу. Главное в этом «ноктюрне» — внутренний мир человека. Не все спят ночью, иных томит бессонница. В ночной темноте рождаются тревожные думы; от них никуда не уйдешь. Мысли плывут непрерывной чередой и кажется, что им не будет конца. Ноктюрн—это как бы внутренний монолог, сочетающий сдержанную сумрачную лирику и напряженный интеллектуализм. В партии скрипки — «бесконечная», льющаяся мелодия. Первая часть (ее форма сонатная) построена на нескольких темах, но они почти не контрастируют между собой. Симфоническая драматургия этой части резко отличается от драматургии первых частей других сонатных циклов Шостаковича. В Ноктюрне нет резких контрастов, нет образно-тематической конфликтности. Вся первая часть концерта — единый музыкальный пласт, которому противопоставлено Скерцо. Конфликтность внутри части заменена конфликтностью, возникающей благодаря сопоставлению смежных частей цикла.
Скерцо - продолжает традицию гротескно-мрачной скерцозности, традицию, основоположником .которой в советской музыке был Шостакович. Выделяется нарочито банальная мелодия плясового склада. Этот комедийный и в то же время «злой» образ заставляет вспомнить средний эпизод из третьей части Восьмой симфонии. И тут и там музыка передает наглую самоуверенность. Композитор еще раз сталкивает человечность (первая часть) с бесчеловечностью. Так  формируются «сквозное действие» и «контрдействие» музыкальной драматургии концерта.
Пассакалия — трагическая кульминация концерта. Это едва ли не лучшая его часть. В ней — столь свойственное творчеству Шостаковича сочетание массового начала и личных переживаний. Первое проведение темы (оркестр) проникнуто мрачной торжественностью. Перед глазами встает картина траурного шествия, народной скорби. Но уже в первой вариации сила звучания ослабевает, исчезают громогласные фанфары валторн, четкие ритмы литавр. Во второй вариации на фоне тихих гармоний оркестра вступает скрипка. Ее мелодия (она сопровождает звучащую в басу тему Пассакалии) интимна. Тут — горе одного человека, выраженное с подкупающей искренностью. И в дальнейшем развитии части ощущаются переходы из одного плана повествования в другой, хотя резких контрастов нет: Пассакалия представляет собой единое художественное целое.
В ряде концертов сольные каденции носят эффектный блестящий характер и сочиняются так, чтобы дать возможность исполнителю продемонстрировать свое техническое мастерство, свою виртуозность. В концерте Шостаковича не могло быть каденции такого рода. Композитор сделал ее органической частью всей симфонической драматургии, связал с линиями «сквозного действия» и «контрдействия». Ее драматургическая функция — постепенный переход от траурных настроений Пассакалии к бурному веселью финала. Именно здесь выражен процесс преодоления, который ведет к победе «положительной идеи». Одновременно композитор обобщает содержание и музыкальный тематизм трех предыдущих частей.  Первоначально каденция продолжает Пассакалию. У скрипки — фанфарные обороты, ранее звучавшие у валторн, они переосмыслены применительно к специфике сольного инструмента. Затем начинается разработка главной темы Ноктюрна. Она динамизирована и ложится в основу большого нагнетания. Вводятся также темы Скерцо. Темп все убыстряется, чаще становится ритмическая пульсация. Сила звучания нарастает. Этот поток музыки смывает сумрачные скорбные образы и вливается в финальную Бурлеску.
Бурлеской обычно называют пьесу веселого, шутливого характера, с оттенком грубоватого юмора. Такие черты есть и в финале Первого скрипичного концерта Шостаковича. Но содержание финальной части этим не ограничивается. Композитор рисует широкую картину народного празднества (в данном отношении финал — наиболее традиционная часть концерта). Как и в ряде других произведений Шостаковича, «положительная идея» связана с образом народа. Благодаря такому финалу Пассакалия начинает восприниматься в ретроспективном плане, как воспоминание о чем-то уже миновавшем. Показательно, что введя в Бурлеску тему Пассакалии, Шостакович ее переосмыслил: она утратила присущую ей ранее трагедийность и, приобретя скерцозность звучания, слилась с другими финальными темами-образами.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое