Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14


Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14 . Скачать ноты Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14 вы можете на этой странице. Наиболее значительным произведением этого периода является концерт № 1, фа-диез минор, ор. 14 (1853). Он завершает линию виртуозно-романтического скрипичного концерта, идущую от Н. Паганини. Здесь был воплощен пафос, яркие, осязаемо выпуклые драматические образы. Новое содержание потребовало и нового, яркого музыкального языка, колоритных красок, новых приемов скрипичной техники. Динамичность образов обусловила и предельное использование возможностей скрипки, всех ее выразительных средств. Концертом фа-диез минор Венявского завершается линия виртуозно-романтического концерта, идущая от Паганини, Эрнста и Вьетана. Это — последний «большой» виртуозно-романтический концерт. И если по элегантности и изяществу он ближе к Вьетану, то по колористическому мастерству, орнаментальности — к Паганини.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 20 стр. 1702 K

 

Клавир: 42 стр. 3433 K

 

Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14  - Партия - первая страница Венявский – Концерт N1 для скрипки Op.14  - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Перед Венявским стояла задача не столько сосредоточить и мастерски использовать труднейшие и эффектнейшие приемы скрипичной техники, сколько, в первую очередь, создать красочное концертное произведение большого масштаба, с ярким выразительным музыкальным языком. Он его писал не только «для себя», стремился выступить не только как солист, но и как: композитор, обладающий собственным творческим почерком.
В музыке концерта (особенно в первой части) ясно ощущается преемственная связь с произведениями Паганини, Эрнста и Вьетана. Для обрисовки сходных образов здесь использованы сходные романтические интонации и выразительные средства. Это и излюбленный прием скачка на дециму, идущий от Паганини, и пас- сажи-«пружины», стремительно разворачивающиеся к кульминационному звуку, и обильные уменьшенные септаккорды, и «расцвечивание» отдельных элементов темы аккордовым изложением, орнаментированием и т. д.
Особенно важно сходство интонаций и структуры многих основных тем концерта, что придает ему особую цельность. Быть может, здесь сказалось влияние творчества Листа, излюбленный им принцип монотематизма. Особенно близки друг другу вторые темы первой части и финала и тема второй части, развивающие одно настроение, один образ:
Любопытно, что эти интонации были найдены Венявским в его более раннем произведении «Adagio elegiaque», — что уже само по себе говорит о круге настроений, связанных с этой темой:
Можно проследить сходство отдельных лирических и драматических интонаций также в главной теме концерта и во второй теме:
Скрепляет форму концерта и использование в коде финала интонаций и технических приемов из разработки первой части:
(это предвосхищает штрих, примененный в «Скерцо-тарантелле») .

Концерт Венявского фа-диез минор открывается оркестровой экспозицией, которая вводит в круг образов первой части, дает эмоциональную настройку. Особенность экспозиции — ее сжатость, динамичность. Здесь излагаются только первые элементы двух основных тем части.
Главная тема первой части — порывистая и взволнованная, с ярким волевым ритмом. Это непреклонный герой, «титан», не боящийся препятствий, уверенный в своих силах.
Уже с первых тактов СольЦая партия скрипки захвй' тывает слушателя мощью звучания, страстностью и драматической напряженностью. Она заставляет вспомнить романтические волевые образы концертов Паганини:
Скрипка с самого начала вступает в бой с оркестром, стремится диктовать свою волю, утвердить свою главенствующую роль. Короткая аккордовая «перестрелка» приводит к более широкому («Largamente») изложению темы — на струне соль, а затем и к ее мелодическому, широкому импровизационному развороту — это одно из выразительнейших мест концерта.
После небольшой каденции солиста напряжение спадает, главная тема получает новое освещение, проходя 'в мажоре медленно и торжественно. Наконец скрипка вырывается на «виртуозный простор». Изящные фигурации сменяются ажурными пассажами. В них лишь в общих чертах можно проследить связи с главной темой. После короткого проведения основной темы появляется вторая, лирическая тема первой части, которая, однако, не вносит успокоения в мир драматических образов. Несмотря на лирическую широту, тема не лишена волевых интонаций, родственных первой. Ее чрезвычайно выразительная мелодия, свободно развивающаяся, как бы говорящая, — одна из находок композитора. Особенно тепло, проникновенно, с задушевной славянской напевностью звучит ее второй элемент:
Виртуозная стихия доминирует в следующем разделе — своеобразной разработке, построенной на элементе второй темы. Здесь господствуют драматические волевые интонации.
Короткое оркестровое tutti, развивающее главную тему, приводит к большой инструментальной каденции — кульминации первой части. Несколькими волнами, все настойчивее и выше, вздымается главная тема, расцвеченная виртуозными фигурациями. Наконец наступает успокоение, тема растворяется в ажурном пассаже. В репризе (укороченной) динамизируется лишь вторая тема, звучащая более взволнованно и мужественно.Первая часть завершается энергичным, сжатым проведением главной темы.
Вторая часть вводит слушателя в атмосферу лирической созерцательности (Preghiera— молитва), в мир далекий от бурных страстей первой части. Такая резкая -контрастность настроений, переход от активности к экзальтированной созерцательности, характерна для романтического направления (сопоставление «неба» и «ада»); вспомним хотя бы Adagio religioso из концерта № 4 Вьетана. Сосредоточенно и умиротворенно звучит мелодия, построенная на интонациях, близких лирической теме первой части. Небольшая по объему и недостаточно яркая по музыкальному материалу, эта часть не занимает значительного места в концерте.
Вторая часть непосредственно (attacca) переходит в финал — грациозное, стремительное рондо, рисующее картину праздника. Основная тема финала написана в характере блестящей тарантеллы: Стремительный танец на мгновенье сменяется другим— нарочито тяжеловатым, чуть неуклюжим, в котором слышатся интонации деревенских танцевальных мелодий. Вторая тема финала (написанного в форме рондо- сонаты) вновь переносит слушателя в атмосферу романтической взволнованности. Она близка по настроению лирической теме первой части, но светлей по колориту: Второй элемент этой темы напоминает мелодии польских народных танцев. Широкое вариационное развитие второй темы, где Векявским блестяще использована виртуозная орнамен- тальность, создает праздничную, приподнятую атмосферу. Заключает финал блестящая, написанная с большим виртуозным размахом кода, построенная на элементах .первой темы с ее праздничными, ликующими интонациями.
Создавая произведение широкого концертного размаха («Большой концерт»), масштабное, романтически приподнятое, Венявский применяет для раскрытия содержания концерта яркие виртуозные средства, колористические краски. Он не идет по пути симфонияации концерта, большого тематического развития основного материала. Главным выразительным средством здесь служит красочная, декоративная виртуозность, которая придает музыкальным образам большую широту и размах, позволяет ярче их раскрыть, захватить слушателя романтическим каскадом эффектных приемов скрипичной техники (особенно в первой части). Виртуозные пассажи, разнообразные виды двойных нот и аккордов, простые и двойные флажолеты, различные виртуозные штрихи, яркое тембровое разнообразие — все подчинено одной цели: создать ощущение праздничности, театральности, яркой «зрелищности» концерта — и требует предельного мастерства от исполнителя.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое