ПЬЕСЫ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
- А. Спендиаров. . Колыбельная. Переложение М. Блока.
- К. Мострас. Восточный танец.
- М. Ипполитов-Иванов. Мелодия.
- Р. Глиэр. Вальс
- Н. Раков. Вокализ
- Н. Раков. Юмореска
- Д. Шостакович. Элегия
- К. Корчмарев. Испанский танец Малагуэнья
- Р. Глиэр. Анданте
- К. Мострас. Хоровод
- Д. Шостакович. Романс. Переложение Л. Атовмьяна
- А. Хачатурян. Ноктюрн
- С. Прокофьев, . Вальс
- Ан. Александров. Ария.
- С. Прокофьев, Гавот из Классической симфонии. Переложение К. Родионова
- Б. Дварионас. Элегия .
- А. Кочаровский. Тарантелла
- И. Мясковский. Воспоминание.
- М. Раухвергер. Вариация из балета Чолпон.
ПЬЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ
- Д. Мийо Франция. Романс
- П. Хиндемит Германия. Две пьесы.
- И. Стравинский. Серенада из сюиты Пульчинелла на темы Дж. Перголези
- Ф. Пуленк Франция. Вокализ
- Ж. Ибер. Ария .
- Б. Барток. Венгерский напев
ЭТЮДЫ И ВИРТУОЗНЫЕ ПЬЕСЫ
- А. Гедике, . Этюд ля минор
- Ю. Александров. Этюд
- Н. Бакланова. Этюд октавами.
- А, Яньшиинов. Прялка
- К. Мострас. Этюд ля минор
ПЬЕСЫ КРУПНОЙ ФОРМЫ
- А. Вивальди. Концерт соль минор
- Н. Раков. Сонатина
- А. Комаровский. Анданте и финал из концерта ми минор.
- Б. Барток. Сонатина, Обработка Е. Гертлера
АНСАМБЛИ
- С. Прокофьев. Шествие. Из симфонической сказки Петя и волк
- В. Ф. Бах. Жалоба
- А. Глазунов, Гавот из балета Барышня-служанка. Переложение А. Готсдиннера и К. Фортунатова
- А. Онеггер. Пьеса из Романской тетради. Переложение К. Сорокина и К. Фортунатова
- Б. Бриттен. Сентиментальная сарабанда из Простой симфонии
- Н. Раков. Марш.
Учебное пособие «Юный скрипач», состоящее из трех выпусков, представляет собой собрание художественно-инструктивного материала (пьес, этюдов и ансамблей для скрипичных классов детских музыкальных школ).
Настоящий третий выпуск рассчитан на учащихся старших классов ДМШ, то есть на пятый, шестой и седьмой годы обучения. Он состоит из пяти разделов: пьесы советских композиторов, пьесы современных зарубежных композиторов, этюды и виртуозные пьесы, пьесы крупной формы и, наконец, ансамбли.
Раздел «Пьесы советских композиторов» составлен из ранее издававшихся в различных педагогических сериях («Педагогический репертуар ДМШ», Музгиз, 1950—1960 гг..; «Библиотека юного скрипача», «Советский композитор», 1958—1963 гг.) пьес, переложений и обработок произведений советских композиторов, прочно вошедших в педагогическую практику и включенных в ныне действующие программы старших классов ДМШ. Он построен по принципу чередования контрастных (певучих и подвижных) номеров при общей тенденции усложнения материала по техническим и музыкальным задачам. Такое построение дает возможность педагогу выбрать для каждого периода обучения соответствующий целевому назначению и индивидуальным особенностям каждого учащегося, художественно полноценный репертуар. В соответствии с этим можно посоветовать педагогу проходить два смежных номера этого раздела параллельно (как две пьесы: «на кантилену» и «на технику»), хотя, разумеется, такая рекомендация не должна считаться обязательной.
Раздел «Пьесы современных зарубежных композиторов» включает несколько обработок и переложений, выполненных составителем специально для настоящего издания. Творчество современных зарубежных авторов, занимающее значительное место в программах концертирующих скрипачей и в репертуарах училищ и консерваторий, еще недостаточно широко отражено в скрипичных педагогических изданиях и программах ДМШ. Между тем, особенности фактуры, интонационного языка и ладогармонического строя современной музыки настоятельно требуют того, чтобы отдельные образцы музыки композиторов XX века изучались бы и на более ранних ступенях скрипичного обучения. В этих целях в третий выпуск «Юного скрипача» включены произведения Д. Мийо, Г1. Хиндемита, И Стравинского, Ф. Пуленка, Ж. Ибёра, Б. Бартока, А Онеггера и Б. Бриттена. При выборе материала для переложений и обработок составитель стремился отобрать пьесы, отвечающие «вокально-мелодической» природе скрипичного исполнительства и, вместе с тем, достаточно характерно отражающие специфические черты данного автора.
В раздел «Этюды и виртуозные пьесы» включено лишь небольшое количество примеров. Однако существенной особенностью этого раздела является то, что этюды приведены в сопровождении фортепиано. Исполнение этюда с фортепианным сопровождением предъявляет большие требования к технической и музыкальной подготовке скрипача. Вместе с тем аккомпанемент фортепиано должен помочь педагогу довести работу над этюдом до предельной (возможной на данном периоде обучения) законченности не только в техническом, но и в музыкальном отношении. Исполнение этюда в быстром темпе обычно требует применения иных, «более экономных» движений. Поэтому, после того как текст этюда усвоен, необходимо приступать к его исполнению в более подвижном темпе. Этюды, предназначенные для выработки подвижности, легкости и беглости, следует продолжать учить и после того, как они усвоены на память. Такая работа поможет добиться непринужденности и ловкости движений—навыков, необходимых для свободной, «виртуозной» игры. Желательно при этом, чтобы задачи технические объединились с задачами художественными, чему может способствовать исполнение этюда с фортепианным сопровождением.
В раздел «Пьесы крупной формы» включены: часть классического концерта, две сонатины и две части концерта советских композиторов, а также скрипичная обработка фортепианной сонатины Бартока, выполненная бельгийским скрипачом Е. Гертлером.
Заключительный раздел пособия («Ансамбли») состоит из шести пьес для двух скрипок в сопровождении фортепиано. Жанр скрипичного дуэта с аккомпанементом фортепиано чрезвычайно популярен в практике струнных классов ДМШ. Однако этот вид литературь еще не нашел должного отражения в педагогические изданиях. Материал настоящего раздела и должен, пс возможности, восполнить этот пробел. Все приведен ные пьесы (за исключением № 4) могут быть рекомен дованы и для исполнения ансамблем дублированноп состава. При этом рекомендуется количество участии ков распределять равномерно. Например, 10 первых- 10 вторых скрипок. По степени продвинутости участии ки ансамбля также должны быть примерно равными В пьесе № 6 («Марш» Н. Ракова) в местах tutti (см. циф ры 1, 3, 5 и аналогичные) необходимо делить голоса н; три равные части (divisi а 3).