Чайковский - Вариации на тему "Рококо" для виолончели с фортепиано


Чайковский - Вариации на тему "Рококо" для виолончели с фортепиано. Скачать ноты Чайковский - Вариации на тему "Рококо" для виолончели с фортепиано вы можете на этой странице. К концертному жанру близко примыкают «Вариации на тему рококо» ор. 33 П. И. Чайковского, посвященные первому их исполнителю В. Ф. Фитценгагену. Высокие музыкальные достоинства этого произведения, единство содержания, формы и средств выразительности способствуют сохранению «Вариации» в репертуаре виолончелистов нашего времени спустя почти девяносто лет после их создания. В «Вариациях на тему рококо» П. И. Чайковский обнаруживает тонкое понимание природы выразительных возможностей концертирующей виолончели. В этом произведении используются и широкая лирическая кантилена (написанные в свободном стиле третья и шестая вариации), и богатая виртуозная техника инструмента; нельзя при этом не отметить мелодичность (а часто и тематичность) пассажей в виртуозных вариациях.
Для просмотра первых страниц произведения Чайковский - Вариации на тему "Рококо" для виолончели с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 9 стр. 638 K

 

Клавир: 28 стр. 3298 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Хронологически «Вариации» появились вслед за симфонической фантазией «Франческа да Римини», накануне его работы над IV симфонией и оперой «Евгений Онегин». Существуют три редакции этого произведения. Первая из них, как известно, представляет собой первоначальный авторский вариант, изложенный композитором в виде клавира (виолончель с фортепиано). Второй вариант появился в результате некоторых редакционных изменений, внесенных в клавир (главным образом, в виолончельную партию) другом П. И. Чайковского, профессором Московской консерватории В. Ф. Фитценгагеном К В этом варианте композитор инструментовал свое произведение.

Особенностью формы «Вариаций на тему рококо» является разграничивающий их рефрен («отыгрыш») оркестра—прием, попользованный еще в первой половине столетия в виолончельных «Вариациях» Михаила Вельгорского. Характер произведения в большой мере определила самая тема «Вариаций». Несмотря на то, что стиль рококо, распространенный в западноевропейском (особенно изобразительное)- искусстве, не был характерным для русской культуры, композитору, который, как известно, искренне любил музыку XVIII века, в особенности музыку Моцарта, удалось создать «тему рококо» в ярко выраженном русском духе — широкую, напевную и задушевную.  Чайковский назвал ее «темой рококо» условно, имея в виду грациозный и безмятежный характер музыки, свойственный данному стилю. Тема, предваряемая небольшим оркестровым вступлением, заканчивающимся выразительно-задумчивой фразой валторны, разрабатывается далее в мастерски написанных вариациях, построенных по принципу художественного контраста.

Каждая из вариаций представляет собой законченную -художественную миниатюру; стройно сменяют друг друга музыкальные эпизоды то безмятежно-радостного, то широкораспевного, то грациозного, то задушевно лирического, то блестящего виртуозного характера. При этом, однако, полностью сохраняются единство всех эпизодов и цельность всей пьесы, чему способствует неоднократно повторяющийся рефрен оркестра. Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), называющий «Вариации на тему рококо» «одним из замечательных светлых завершенных произведений Чайковского», писал: «В них звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора... И здесь виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания».

«Вариации на тему рококо» Чайковского являются одним из прекрасных светлых образцов русской классической музыки и отражают такие свойственные ей черты, как сочетание содержательности и выразительности музыкальных образов с их мастерским воплощением и развитием, правдивости и реалистичности выражаемых чувств и настроений с художественной простотой и доступностью. На протяжении десятков лет «Вариации» пользуются любовью и популярностью среди широких кругов слушателей всего мира. Это произведение завоевало себе почетное место в репертуаре крупнейших исполнителей.

При самых различных подходах к интерпретации «Вариаций» они требуют от исполнителя развитого чувства стиля и тонкого ощущения формы произведения. Не легкой является задача сочетания единства и цельности с контрастом и разнообразием, простоты и задушевности с концертно-эстрадной яркостью. От виолончелиста требуется эмоциональное, но отнюдь не сентиментально-чувствительное  исполнение -и темы, и кантиленных вариаций, умение сыграть тему и быстрые вариации с изяществом, но не манерно. Исполнителю необходимо владеть динамически разнообразным звучанием. Свойственное пьесе широкое дыхание музыкальной фразы требует пластичности и поэтичности ее воспроизведения.

В то же время для исполнения технических вариаций этого концертного по духу произведения необходимо свободное владение пассажной и штриховой техникой; в этих вариациях виртуозность как средство выражения не должна, однако, превращаться в «виртуозность в тесном смысле слова», которая, говоря словами осуждавшего ее Чайковского, сводится к «гимнастике пальцев, примененной к выделыванию пассажей, фиоритур, скачков, следовательно того элемента музыки, в котором нет мысли, а имеется лишь преодоленная физическая трудность». «Вариации на тему рококо» заслуженно входят в концертные, учебные и конкурсные программы, часто исполняются в открытых концертах.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое