Дворжак - Концерт для виолончели N2 op.104 си минор


Дворжак - Концерт си минор для виолончели с фортепиано op.104. Скачать ноты Дворжак - Концерт си минор для виолончели с фортепиано op.104 вы можете на этой странице.

Второй виолончельный концерт А. Дворжака (ор. 104, h-moll) относится к числу последних и наиболее значительных его сочинений. Он написан почти целиком во время пребывания композитора в Америке (1894—1895) и появился уже после создания фортепианного (1876) и скрипичного (1880) концертов, а также пяти симфоний. Это глубоко содержательное произведение отражает любовь Дворжака к родине, к своему народу и природе. Оно полно человечности и искренней задушевности. Эпические черты сочетаются в нем с драматизмом, поэтичностью и лиризмом. Концерт пронизан чешскими народными интонациями и танцевальными ритмами. Симфоничность развития, богатство оркестровки и монументальность формы произведения (появившегося вслед за симфонией «Из нового Светам) позволяет рассматривать его как симфонию-концерт для виолончели и оркестра. Исполнительские трудности определяются разнообразной пассажной и штриховой техникой (включая spiccato и sautillé), техникой двойных нот (включая октавы) и аккордов, трелей и флажолетов. Концерт Дворжака благодаря своим музыкальным достоинствам наиболее репертуарный из сочинений композиторов XIX века. На протяжении свыше восьмидесяти лет он включается в программы лучших исполнителей мира, входит в конкурсные и учебные программы, записывается на пластинки и  остоянно переиздается.


Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Дворжак - Концерт си минор для виолончели с фортепиано op.104 щелкните по уменьшенному изображению.

Ноты в формате PDF

Партия: 16 стр. 1553 K

 

Клавир: 45 стр. 4623 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Написанная в сонатной форме первая часть концерта (Allegro), в отличие от концертов Шумана, Сен-Санса и Лало, начинается с развитой оркестровой экспозиции, основной тематический материал которой, однако, несколько иной, чем материал виолончельной экспозиции.

Вступление солирующего инструмента (Quasi improvisando) носит речитативный, энергичный и решительный характер, придающий главной партии, звучащей в оркестровой экспозиции эпически-сосредоточенно, героико-патетичеекий облик. Этому способствует и перемена лада (H-dur вместо h-moll, но миксо-лидийский), и динамика, и аккорды sforzando:
Главная партия продолжается в эпизоде, виртуозно развивающем основную интонацию темы и приводящем к побочной партии, которая начинается с выразительной и широко напевной виолончельной темы:
Тема эта, по признанию композитора, всегда волновавшая его, несомненно, отражает глубоко личные переживания. Ее контраст с героической темой в большой мере обусловливает драматургию всего произведения.

Разработке подвергается преимущественно материал главной партии. При этом появляются новые выразительные мелодические образования, обогащенные полифонически. Приведем в качестве- примера МоИо $о51епи1о, где основная тема^з'алу-шевно и рр звучит у виолончели в увеличении и в мПноре; к ней присоединяется самостоятельная и столь же выразительная мелодия флейты, образуя лирический дуэт с солирующим инструментом:
Реприза первой части концерта сокращена (только побочная партия) и приводит к развернутой и динамически насыщенной коде. Решительно и жизнеутверждающе звучащие то в оркестре (Grandioso), то у виолончели (Molto appassionato) призывные интонации главной темы компенсируют ее отсутствие в репризе.

Вторая часть концерта (Adagio, ma non troppo), написанная в сложной трехчастной форме, сочетает в себе лирико-эпические и мужественно-драматические образы. Это одна из лучших и наиболее выразительных медленных частей в концертной виолончельной литературе. Нельзя не согласиться с чешским исследователем творчества Дворжака О. Шоуреком, который находит в ней общие черты с Largo из Пятой симфонии и «Библейскими песнями». В эмоциональной, драматически окрашенной кульминации среднего раздела этой части слышатся стонущие интонации (molto appassionato). Затем следует виолончельная каденция, возвращающая слушателя к лирико-эпическому настроению, сохраняющемуся и в заключительном разделе части.
Финал концерта (Allegro moderato), написанный в форме рондо, характеризуется героическими и жизнерадостными, праздничными чертами, чередующимися то с танцевально-грациозными, то со светло-лирическими.
Эпически-развернутая и жизнеутверждающая кода, включающая в себя интонации всех частей концерта,— как бы оптимистическое обобщение произведения. Художественным достоинствам концерта, его содержанию и симфоническому развитию соответствуют и мастерски использованные композитором оркестровые и виолончельные выразительные средства.


Мелодические качества музыки произведения необыкновенно близки природе виолончели. Побочная тема первой части, трансформированная первая тема (b-moll) в разработке, достигающая вершин певучести средняя часть,— все это лучшие в мировой виолончельной литературе образцы кантилены, раскрывающей богатую гамму человеческих чувств и переживаний — от лиризма, по-славянски задушевного и проникновенного, до высот драматизма. Соответственно этому, исполнитель должен владеть кантиленой в широком диапазоне, разной по характеру певучести (существенную роль здесь играет характер вибрации), по динамике — от мягчайшего pianissimo до полного насыщенного тона, по способу соединения звуков — от четко артикулированного до теплого, портаментирующего, близкого к вокальному.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое