Кабалевский - Соната для виолончели op.71


Кабалевский - Соната для виолончели op.71. Скачать ноты Кабалевский - Соната для виолончели op.71 вы можете на этой странице. Виолончельную сонату композитор посвятил ее первому исполнителю — М. Ростроповичу. Соната заставляет вспомнить Виолончельный концерт Кабалевского (хотя тематизм и форма этих сочинений не сходны). Виолончельная соната — подступы к Реквиему памяти жертв Великой Отечественной войны. В сонате много тонких выразительных деталей — ладовых, полифонических, фактурных. Здесь остроумно использован энгармонизм, мягкие ладотональные мерцания красок в скерцо (вступление). Тут возникают элементы битонализма, используемого очень тактично. В финале обращают внимание полифонические приемы: имитационное проведение темы рефрена (канон), соединение различных тем. Виолончельная соната занимает видное место среди камерных сочинений Кабалевского.
Для просмотра первых страниц произведения Кабалевский - Соната для виолончели op.71 щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 20 стр. 777 K

 

Клавир: 54 стр. 2237 K

 

Кабалевский - Соната для виолончели op.71 - Партия - первая страница Кабалевский - Соната для виолончели op.71 - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Применительно к началу Виолончельной сонаты можно сказать, что здесь все небо постепенно затягивается облаками: в конце первого раздела (он состоит из трех тематически аналогичных построений) композитор утверждает суровую тональность es-moll (тональность минорной субдоминанты B-dur'a). Она усиливает чувство печали, выраженное виолончельной мелодией, подчеркивающей интонации (этот эпизод перекликается с некоторыми фрагментами из первой части Шестой симфонии Н. Мясковского).

Начальный образ сонаты в большой мере направляет последующий ход музыкального действия и как бы отбрасывает на него свою тень.

Первую тему можно принять за медленное вступление; в действительности же это — главная партия. Побочная партия несколько рассеивает тучи, но не надолго. Разработка упорно нагнетает бурное ненастье. Господствуют интонации главной партии, двузвучные мелодические ходы; подобно ступенькам, они ведут все выше — к драматической кульминации. Необычно сделан переход к репризе. Связующим звеном служит медленный эпизод — каденция виолончели. Резкие аккорды pizzicato и глухой гул фортепиано, затем тоскливая по настроению гармония и каденция-монолог солирующего инструмента звучат почти трагически. Нежная мелодия побочной партии (реприза) приносит временное успокоение. Главная партия в репризе отсутствует.

Вторая часть — скерцо-вальс, «грустное скерцо». Здесь все словно подернуто туманной дымкой. Обе последние части написаны в форме рондо (финал—рондо-соната). Главная финальная тема — очень подвижная, напоминающая токкату, — развеивает туман и вчосит в произведение бодрость энергичного моторного ритма. А кончается цикл примерно так же, как и начинался, той же раздумчивой элегической темой.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое