Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано


Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано. Скачать ноты Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано вы можете на этой странице. Вариации на тему «Фолии» заключают цикл 12 сонат Арканджело Корелли, объединенных в ор. 5 и впервые опубликованных в 1700 году в Риме. «Фолия» — испано-португальская танцевальная песня про «безумную любовь» — была известна уже в XIV веке. Обратившись к этой, завоевавшей к концу XVII века широчайшую популярность, мелодии, Корелли гениально раскрыл ее возможности в своих скрипичных вариациях. «Фолия» Корелли написана для скрипки с сопровождением цифрованного баса, исполнявшегося клавесином и смычковым басом. В отличие от Фаринелли, Корелли изменил и обогатил гармонизацию темы и вместо неизменного остинатного баса тонко разработал басовый голос, придав ему в каждой вариации большую мелодическую выразительность. После темы у Корелли следуют 23 вариации; в некоторых вариациях композитор отходит от метроритма темы. В основу настоящей редакции положено лондонское издание 1714 года. Ноты и штрихи оригинала в основном, сохранены во всех вариациях (за исключением номеров III и XI, видоизмененных по редакции Г. Леонара, а также изменений штрихов в отдельных тактах других вариаций).
Для просмотра первых страниц произведения Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 5 стр. 154 K

 

Клавир: 13 стр. 446 K

 

Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано - Партия - первая страница Корелли - Вариации на тему Фолии для виолончели с фортепиано - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Первая дошедшая до нас запись мелодии «Фолии» была сделана в XVI веке испанским музыкантом Франциско Салинас (1577). Особенно много обработок «Фолии» появляется в XVII веке. Значительное число их сделано итальянскими композиторами: Стефани (1622), Миланутто (1623), Фрескобальди (1630). Мелодия «Фолии» в качестве темы инструментальных вариаций впервые была ислользована Мишелем Фаринелли, итальянским скрипачом, родившимся во Франций, Эти скрипичные вариации Фаринелли с сопровождением остинатного баса были напечатаны в 1680 году лондонским издателем Джоном Плейфордом.

Около того же времени тема «Фолии» легла в основу полифонических вариаций для скрипки без сопровождения, созданных неизвестным автором в Германии и получивших название «Испанской Фолии», а также была использована в вариациях из сборника «Пьесы для клавесина» Д'Англебера (1689).

Самым близким к оригиналу изданием «Фолии», является издание XII сонат ор. 5, выпущенное в Лондоне Уолшем в 1720 году (экземпляр хранится в отделе редкостей Библиотеки им. С. И. Танеева при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). В этом издании «Фолии» динамика совершенно не указана, но штрихи обозначены очень точно и подробно. Интересен принцип обозначения темпов: в основном чередуются два темпа—Adagio и Allegro, каждый из которых объединяет группы нз нескольких вариаций. В двух случаях вводятся иные обозначения быстрого и медленного движения — Vivace (вар. IX) и Andante (вар. XI). Цикл внутренне подразделяется на несколько эпизодов, в каждый из которых входит по нескольку вариаций, начинающихся медленным движением и постепенно убыстряющихся путем изменения как ритма, так и темпа.

«Фолия» Корелли завоевала мировую популярность и заняла одно из основных мест в репертуаре скрипачей всего мира. На протяжении 250 лет со дня появления «Фолии» было создано множество редакций и обработок этого произведения, в том числе и для виолончели. К изданиям, близко придерживающимся последовательности вариаций, гармонизации и мелодического характера басового голоса, можно отнести редакции Д. Аллара и А. Тони. Редакция Ф. Давида частично может быть отнесена к разряду обработок. То же можно сказать и про редакцию С. Томсона.
Свободными обработками являются наиболее известные редакции Г, Леонара и Ф. КреЙслера. В них опускается ряд вариаций оригинала, некоторые вариации подвергаются значительной переработке, кроме того, вводятся новые вариации, сочиненные редакторами. Общим для обеих этих редакций является принцип завершения цикла — каденция и последнее проведение темы.

Кроме упомянутых редакций, было сделано несколько переложений «Фолии» Корелли. Так, итальянский композитор XVIII века Джеминьяни обработал «Фолию» для струнного оркестра в виде Concerto grosso. «Фолия» перекладывалась для других инструментов, в частности для альта (переложение редакции Ф. Давида).

Сохраняя принцип членения цикла на несколько групп вариаций, редактор внутри каждой группы вводит наложение конца одной вариации на начало другой. Некоторые вариации, и значительной мере теряющие смысл при исполнении сольным смычковым инструментом (да к тому же «низким» по тесситуре) без смычкового баса, опускаются (вариации III — V, VII, X, XV, XVIII, XX, XXI, XXIII). После последней вариации редактором вводится каденция (в данном издании предлагаются два варианта каденции) и завершающее цикл проведение темы. Таким образом в данной обработке это произведение Корелли приобретает следующее построение: тема, первая группа из 3-х вариаций, вторая группа из 3-х вариаций, третья группа из 4-х вариаций, четвертая группа из 2-х вариаций, каденция и финальное проведение темы. Исходя из указанного самим Корелли принципа чередования темпов вариаций, редактор сохраняет соотношение медленных и быстрых вариаций цикла. Однако, учитывая то, что в XVIII веке медленные темпы часто исполнялись быстрее, а быстрые — медленнее, чем в настоящее время, редактор соответственно изменяет некоторые обозначения темпов оригинала. Гармонизация выполнена редактором по цифровому басу Корелли, с частичным использованием расшифровок Ф. Давида, Г. Леонара и других.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое