Прокофьев - Симфония – концерт для виолончели


Прокофьев - Симфония – концерт для виолончели. Скачать ноты Прокофьев - Симфония – концерт для виолончели вы можете на этой странице. «Симфония-концерт» для виолончели с оркестром заняла место в ряду капитальных произведений Прокофьева, получивших ныне мировое признание. Она явилась переработкой первого виолончельного концерта, но столь значительной и серьезной, что о ней можно говорить, как о совсем новом сочинении. Необычность содержания и фактуры сочетается здесь и с довольно редкой в концертной практике конструкцией, две спокойные части окружают находящуюся в середине быструю. Отказываясь от традиционного стремительного финала, композитор переносит центр тяжести в широко развернутое мелодически изобильное построение. Можно сказать, что композитор писал для идеального исполнителя, какого ему посчастливилось найти в лице Ростроповича, создавшего никем до сих пор не превзойденную традицию исполнения этого сочинения. Первое исполнение «Симфонии-концерта» Прокофьева состоялось 18 февраля 1952 года, когда еще не совсем замолкла несправедливая критика, от которой так страдал композитор. Как и сонату для виолончели с фортепиано, так и «Симфонию-концерт» для виолончели с оркестром первыми сыграли Ростропович и Рихтер. Ныне «Симфония-концерт» звучит во всем мире и признается одним из выдающихся произведений современного виолончельного репертуара.

Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку "Скачать ноты" под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Прокофьев - Симфония – концерт для виолончели щелкните по уменьшенному изображению.

 

Ноты в формате PDF

 

Партия: 30 стр. 5812 K

 

Клавир: 78 стр. 15213 K

 

Партия - первая страница Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
Мысль о переработке концерта, возникла у композитора еще в 1947 году. Однако он приступил к ее осуществлению лишь три года спустя и закончил партитуру в 1952 году. Работая над концертом, композитор стремился не только к обогащению музыкального содержания, но и к тому, чтобы широко использовать виртуозные возможности инструмента.
Это вполне согласуется с требованиями, предъявлявшимися композитором к произведению концертного жанра; он считал необходимым обогащать его новыми техническими приемами, расширяющими возможности инструмента. В разговоре с А. И. Хачатуряном он сказал однажды, что, работая над концертом, следует записывать отдельные пассажи и фактурные находки, с тем чтобы затем использовать такие «кирпичи» для построения сольной партии концерта. Прокофьеву легко было делать это при сочинении фортепианного концерта, но для виолончельного ему пришлось основательно изучить литературу.
Трудно сказать, в какой степени это повлияло на его намерения. Во всяком случае, виртуозный стиль и фактура виолончельной партии оригинальны и новы. Дело в том, что, как и обычно у Прокофьева, виртуозная фактура тесно связана с общим музыкальным содержанием, которое определяет все детали. В «Симфонии-концерте» все монументально — и содержание, и масштабы развития, и виртуозный размах.
Вместе с тем, как показывает само название, Прокофьев стремился включить виртуозную партию в общий строй симфонического мышления, и ему удалось выполнить поставленную перед собой задачу: его партитура полна глубокого содержания, в равной мере раскрываемого и солистом, и богатым, полнозвучным оркестром. Полнозвучным в смысле мелодической насыщенности и яркости тембров. Что же касается tutti, то здесь Прокофьев стремился сохранить необходимое динамическое равновесие звучания сольного инструмента и оркестра, придавая большое значение тембровой характерности, широко пользуясь красочными эффектами игры регистров.
Композитор понимал значение произведения, открывавшего новые горизонты для виолончельной литературы, а возможно в глубине души и сознавал, что это его лебединая песня в жанре, которому он отдал в прошлом столько творческих сил. Во всяком случае, в партитуру «Симфонии-концерта» вложено столько труда и вдохновения, что она остается одним из основополагающих произведений современного виолончельного репертуара.

«Симфония-концерт» — произведение поразительное по богатству тематизма, размаху фантазии, необычными даже для Прокофьева. Причем все изобилие материала объединено строгостью общей конструкции, обусловленной единством замысла. Несмотря на ярко инструментальный характер, в музыке отчетливо проявляется и песенное начало, в особенности в широких мелодических линиях первой и третьей части. Мелодия льется здесь точно волна и не отступает перед бурным натиском виртузоных пассажей. Композитор находит равновесие двух элементов в симфоническом развитии. Каждая из трех частей значительна по музыкальному содержанию, воплощенному огромным темпераментом и размахом в единстве симфонического и виртуозного начал, которое характерно для этого произведения.
Первая часть — Andante — начинается тяжеловесным оркестровым ostinato, построенным на очень простой, даже элементарной интонации. В это движение вступает голос виолончели с также четко артикулированной, решительной темой, получающей свободное интонационное и выразительное развитие. В первом же проведении появляются пассажи сольного инструмента, имеющие тематическое значение. Композитор разрабатывает сольную партию с подлинно симфонической масштабностью. Отсюда — особо высокие требования к солисту. Развитие ведет к мощной кульминации, где несколько измененная главная тема появляется в высоком, напряженнейшем регистре виолончели, постепенно спускается вниз, захватывая таким образом широкий диапазон. Кульминация сменяется эпизодом, где господствует спокойная нисходящая тема, проходящая в заключительном Adagio на фоне шелестящих гаммообразных пассажей виолончели. Вся первая часть воспринимается как лирико-эпическое повествование, идущее на едином дыхании.
Резкий контраст вносит вторая часть — Allegro giusto — написанная в сонатной форме. Композитор проявляет неистощимую фантазию в вариациях тематического материала, формах разработки, построении репризы и т. д. Он избегает повторов, ищет каждый раз новую фактуру, и это придает его музыке особую динамичность и увлекательность для слушателя, все время находящего черты новизны в уже знакомом материале. Вторая часть начинается стремительным разбегом виолончельных пассажей (виолончель solo и краткие реплики оркестра), из которых возникает упругая и энергичная главная тема. Вторая тема — напевная, русская по характеру, вначале также излагается виолончелью. В разработке, построенной на обеих темах, партия виолончели отмечена титаническим виртуозным размахом, который равно проявляется и в каденции, с ее неудержимым нарастанием темпа и динамики, и в смелых контрастах, которыми изобилует это произведение. Все это, как впрочем и музыка других частей «Симфонии-концерта», требует от исполнителя исключительной выдержки. В энергичной коде снова звучат фрагменты начальных пассажей виолончели, которые вливаются в повторы элементов главной темы, заканчивающих часть в подчеркнуто энергичной тоне.
Третья часть — Andante con moto построена на двух темах. Первая, звучащая вначале у виолончели solo, носит светлый, лирический характер. Она получает интересное вариационное развитие. Вторая тема отмечена чертами изящного прокофьевского гротеска. Она изложена более сжато и вводит в новые вариации главной темы. Динамичная кода построена на материале из второй части.
Слушая музыку «Симфонии-концерта», неизменно испытываешь удивление от щедрости творческой фантазии композитора и глубины его замысла. Она явилась одной из убедительнейших побед, одержанных гением композитора в последние годы жизни, когда его силы были, казалось бы, окончательно надломлены.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое