Тищенко - Соната N2 для виолончели соло (1979)


Тищенко - Соната N2 для виолончели соло (1979). Скачать ноты Тищенко - Соната N2 для виолончели соло (1979) вы можете на этой странице. Вторую виолончельную сонату Борис Тищенко завершил в 1979 году (то есть, почти через двадцать лет после Первой сонаты), она посвящена Валентину Фейгину. Прежде всего, здесь обращает на себя внимание трактовка инструмента. На первом плане - широкие штрихи и четкие линии, господствует не столько кантилена, сколько энергичные ритмы и поступательная динамика мелодического развертывания. В произведении три части, образующие традиционное для данного жанра соотношение темпов (Allegro - Andante sostenuto Presto).
Для просмотра первых страниц произведения Тищенко - Соната N2 для виолончели соло (1979) щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 12 стр. 707 K

 

 

Тищенко - Соната N2 для виолончели соло (1979) - Партия - первая страница
Скачать ноты (399 руб.)
Обособленное положение занимает средняя часть, образующая медленную кульминацию цикла. При этом каждая из частей вырастает из краткой тематической структуры, становящейся основой значительного по масштабу развития.

Так, первую часть образуют несколько сменяющих друг друга фаз развития. Начальная фаза основана на предельно краткой и лаконичной фигуре (две четверти, обрывающиеся паузой), которую постоянно «перебивает» остановка на половинной ноте. Эта ритмическая формула, очень динамичная и четкая, ощутимой пульсацией пронизывает всю часть. Используя внешне крайне простые средства, композитор с необычайной изобретательностью достигает значительного ритмического разнообразия и непрерывности развития - то благодаря артикуляции, то с помощью метроритмических сдвигов.

Движение постепенно захватывает все более высокий регистр, уплотняется за счет использования двойных нот - и тут наступает вторая фаза развития, в которой ритмика усложняется, подключаются восьмые (также прерываемые паузами). Следующие фазы повторяют драматургический профиль первых двух - правда, в обостренном и динамизированном варианте. Вновь появляется ритмическая фигура четвертей первой фазы, но образующие ее тоны разбросаны по разным регистрам, после стремительного бега восьмых наступает кульминация. Захватывая крайние регистры, на три форте, величественно звучит начальный мотив.

Вторая часть - сумрачный и сдержанный монолог, открывающийся темой, певучую задушевность которой оттеняют и ее строгие контуры, и мужественный низкий тембр инструмента. Эта тема подвергается мелодическим трансформациям, становится частью протяженного движения, постепенно завоевывающего все более высокий и напряженный регистр. После пронзительной кульминации тема излагается в виде двухголосного канона, изложенного pizzicato. Она постепенно ускользает в тишине, а завершается вся часть загадочно звучащими ходами по тонам трезвучий.

Финал сонаты построен на мелодической фигуре, содержащей острейший ритмический контраст

-    две крупные длительности моментально сменяют отрывистые и быстрые восьмые. Квинтовая основа этой фигуры цементирует всю часть - на ней будут строиться вертикальные комплексы, ритмически нервная пульсация мелкими длительностями. Как и в предшествующих частях, драматургический профиль здесь напоминает волну

-    постепенное нарастание напряжения приводит к кульминации в высоком регистре, после которой отдельные тематические «осколки» собираются вместе. Движение тут же убыстряется, и исходный материал части звучит тремоло в высоком регистре. Размашистые ходы виолончели собираются в заключительные аккорды, венчающие все сочинение.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое