Вержбилович - Этюд для виолончели


Вержбилович - этюд для виолончели. Скачать ноты Вержбилович - этюд для виолончели вы можете на этой странице. Увлеченный Шопеном, Вержбилович переложил один из его этюдов (ор. 25 № 7) для трио, где за виолончелью остался основной солирующий голос. Композитор тонко и проникновенно исполнял виолончельные переложения шопеновских пьес. Влияние Шопена можно обнаружить и в собственной пьесе Вержбиловича «Tempo di Valse», и в приписываемой ему же другой пьесе — Этюд. Это этюд для виолончели с фортепиано, помеченный 1895 годом и также изданный Музгизом (в редакции А. Стогорского, пользовавшегося рукописью, принадлежавшей ранее Ф. М. Блуменфельду) в 1954 г.
Для просмотра первых страниц произведения Вержбилович - этюд для виолончели щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия: 3 стр. 2553 K

 

Клавир: 4 стр. 4097 K

 

Вержбилович - Концертный этюд для виолончели - Партия - первая страница Вержбилович - Концертный этюд для виолончели - Клавир - первая страница
Скачать ноты (399 руб.) Скачать ноты (399 руб.)
В ряду крупнейших русских музыкантов-исполнителей видное место принадлежит Александру Валерьяновичу Вержбиловичу—выдающемуся виолончелисту, лучшему представителю давыдовской школы. Вдохновенный артист - художник, А. В. Вержбилович пользовался горячей любовью широких кругов слушателей, которых неизменно трогала и волновала его глубоко эмоциональная, задушевная, правдивая и искренняя игра.
А. В. Вержбилович родился 27 декабря 1849 года в семье Валериана Варфоломеевича Вержбиловича — преподавателя географии, петербургского музыканта-любителя, хорошо игравшего на виолончели Отец и явился первым учителем юного музыканта.
Уже в четырнадцатилетнем возрасте Александр Вержбилович славился как хороший виолончелист; он выступал на различных вечерах, и в частности в петербургском Анненском училище, где в ту пору учился. А. В. Вержбилович предстает перед нами как яркий представитель русской музыкально-исполнительской школы со свойственной ей глубокой выразительностью, правдивостью и искренностью.
Исключительная сила эмоционального воздействия на слушателей, свойственная искусству Вержбиловича, объяснялась прежде всего выразительностью и проникновенным лиризмом, вдохновенностью и артистичностью его исполнения. В прессе неоднократно отмечается «увлекательная и глубоко прочувствованная передача», «неподдельная выразительность и прочувственность исполнения» артиста.
Главная и редкая сторона игры г. Вержбиловича — это его bel canto на виолончели, прелесть и разнообразие фразировки и те чудные звуковые переливы, которыми пение его смычка отличается. Интерпретацию Вержбиловича характеризовало подлинно творческое начало. Исполняемые им пьесы точно оживали под его смычком и раскрывались слушателю в художественной, эмоционально согретой и проникновенной передаче артиста. Фразировка его была естественной, непосредственной и всегда поэтичной.
Для фразировки Вержбиловича особенно характерны были своеобразные и, быть может, лишь в его исполнении оправданные rubato. Яркости и рельефности его музыкальной фразы необычайно способствовали такие исполнительские приемы, как подчеркивание, выделение кульминационных моментов музыкальной мысли, основных ее интонаций; достигалось это то перетягиванием кульминационного звука, то выразительным глиссандо (portamento), то интенсивной вибрацией. Примеры таких ярко выявленных кульминаций мы слышим в его грамзаписи «Сомнения» Глинки или «Романса без слов» Давыдова.
Природа виолончели так глубоко была разгадана Вержбиловичем, что артист и инструмент представлялись слушателям одним целым. Ему в поразительной мере была присуща культура выразительного звука, которым он владел во всех динамических и тембровых градациях. Красивый, теплый тон Вержбиловича, отличавшийся в то же время полнотой и сочностью, использовался им в полном соответствии с художественным содержанием исполняемого произведения и отличался богатством и разнообразием оттенков.
Вержбиловичу прекрасно удавалось использование тембровых особенностей различных виолончельных регистров. Особенное впечатление производили в его игре нежность и вместе с тем темпераментность тенорового регистра и шаляпинское мужественное и бархатистое — звучание басов.
Для звука Вержбиловича несомненное значение имели и такие специфичные для смычковых инструментов выразительные средства, как вибрация и portamento; эти приемы использовались артистом необыкновенно широко, но всегда в соответствии со свойственным ему пониманием содержания исполняемой музыки. И если даже порой в его интерпретации,— особенно в последние годы жизни,— в применении этих средств выражения появлялись некоторые элементы салонности, их искупала редкая искренность и проникновенность исполнения.

Обладая богатой артистической интуицией, природным даром выразительной кантилены, способностью искренне передавать чувства на языке своего инструмента, он и одними этими средствами привлекал внимание и любовь слушателей, согревая их сердца и увлекая своим вдохновением. Но при этом нельзя умолчать и о том, что в жизни Вержбиловича бывали периоды, когда он почти прекращал работать над техникой, что, разумеется, сказывалось на его исполнении. В основном это относится к нескольким послеконсерва- торским годам, когда молодой артист еще не нашел себя, не нашел применения своим стремлениям, а также к последним годам жизни, когда болезнь подтачивала его здоровье, работоспособность и волю.
Выразительное и задушевное исполнение Вержбиловича вдохновило многих из современных ему композиторов на создание пьес для виолончели. В Рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. M. Е. Салтыкова- Щедрина хранится целый ряд виолончельных пьес с посвящением или дарственной надписью замечательному артисту.
Вержбиловича порой упрекали в однообразии репертуара ; однако упреки эти далеко не всегда были оправданы. В деятельности артиста бывали периоды (особенно в последнее десятилетие его жизни), когда репертуар его почти не изменялся; но никогда нельзя было назвать его однообразным. Наряду с названными сочинениями русских и польских, авторов, он включал и такие шедевры зарубежной виолончельной классики, как сонаты Ариости и Боккерини. А. В. Вержбилович был одним из первых исполнителей этих произведений в России; введение подобных содержательных музыкальных сочинений в репертуар концертирующих виолончелистов в значительной мере позволило очистить его от обильных в то время салонных и виртуознических пьес. Мелодически выразительная, изобилующая художественными контрастами и ясная по форме, музыка этих сонат, характеризующаяся мастерским использованием кантиленных и технических особенностей виолончели, нашла в лице А. В. Вержбиловича прекрасного интерпретатора, что неоднократно отмечалось в прессе.
А. В. Вержбилович, который был не только замечательным солистом, но и превосходным камерным музыкантом, существенно обогатил свой репертуар (и тем самым показал пример многим современникам) камерными виолончельными сонатами. Большинство исполнявшихся им сонат для виолончели и фортепиано по своему музыкальному содержанию было несравненно выше традиционных, зачастую устаревших пьес виолончельного репертуара его времени.
Вдохновенный художник и несравненный певец на виолончели, Александр Валерьянович Вержбилович занимает почетное место не только в истории русского классического виолончельного искусства, но и в истории всей русской классической музыкально-исполнительской школы.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое