Бизе - Щедрин - Кармен-Сюита - партитура


Бизе - Щедрин - Кармен-Сюита - партитура. Скачать ноты Бизе - Щедрин - Кармен-Сюита - партитура вы можете на этой странице. В сезоне 1967 года на сцене Большого театра была показана премьера одноактного балета «Кармен», в котором главную партию танцует замечательная советская балерина Майя Плисецкая. Специально для нее балет поставлен главным балетмейстером Национального балета Кубы Альберто Алонсо. Музыкальная транскрипция — сюита на темы одноименной оперы Ж. Бизе создана Родионом Щедриным. Партитура Родиона Щедрина нашла достойных интерпретаторов в лице коллектива оркестра Большого театра СССР под руководством дирижера Геннадия Рождественского. Исполнение струнной группы и солистов на ударных инструментах (А. Огородников, О. Буданков, Л. Редькин, А. Антуфьев, В. Федин) отмечено виртуозным блеском, темпераментом, превосходным чувством ансамбля.
Для просмотра первых страниц произведения Бизе - Щедрин - Кармен-Сюита - партитура щелкните по уменьшенному изображению.
Ноты в формате PDF

Партия скрипки: 113 стр. 6746 K

 

 

Бизе - Щедрин - Кармен-Сюита - партитура - Партия скрипки - первая страница
Скачать ноты (1800 руб.)
Попытка толковать новеллу Проспера Мериме с помощью средств выражения балетного театра не нова. Еще за 29 лет до премьеры оперы Бизе герои ее обрели сценическую жизнь в одноактном балете «Кармен и Тореадор», поставленном молодым тогда Мариусом Петипа в Мадридском театре. Это случилось в 1846 году, то есть уже через год после опубликования новеллы.

И затем хореографы многократно обращались к этому сюжету, всякий раз предлагая свою интерпретацию литературного первоисточника.

Кармен обречена на гибель, — писал И. Соллертинский — ибо нельзя жить правдой чувства в обществе, где нельзя следовать логике чувств». Независимо от того, читал ли кубинский балетмейстер Альберто Алонсо работы Соллертинского или нет, именно проблему взаимоотношений личности и общества, подчиненного автократии, стремился он поставить в своем балете. И в связи с этой идеей трактовал сюжет новеллы Мериме.

Подчеркнуто схематично представлены в его замысле две противоборствующие силы: сухо-рассудочное, бездушно-однообразное, закованное в кандалы законов и устоев общество и Кармен — яркая индивидуальность, пылкая и страстная натура« не «вписывающаяся» в общепринятые нормы.

В соответствии с концепцией хореографа два полюса резко разграничены в музыкальной архитектонике сюиты Щедрина: мир Кармен -светлых и вольных порывов, протеста и страстной устремленности и мир холодной, рассудочной отрешенности, бездушия и ханжества Для обрисовки этих контрастных сил композитором произведен точный отбор тем из мелодического богатства оперы.


Образ Кармен стал нарицательным благодаря музыке Жоржа Бизе. «Кармен» вне Бизе, как считал Щедрин, всегда будет нести некоторое разочарование. Слишком прочно связана память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так композитору пришла мысль о создании транскрипции.

Когда-то этот почти забытый сегодня жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных, к примеру, транскрипции скрипичных концертов Вивальди Бахом, сочинений Паганини Листом и Шуманом, на знаменитые переложения Бузони, Крейслера и др.

Выбрав жанр, композитору надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогуг достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, могли решить лишь струнные инструменты, во втором — ударные. Так сложился состав оркестра — струнные и ударные.

Партитура «Кармен» — одна из самых совершенных в истории музыки. Помимо поразительной тонкости вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе «расчетливости» и «экономности», эта партитура прежде всего поражает своей абсолютной оперностью. Вот пример идеального постижения законов жанра! Оркестр Бизе прозрачен и гибок. Оркестром Бизе помогает певцам, «подает» их голоса слушателю, виртуозно используя естественные обертоны струнных инструментов. В опере «Кармен» голос певца звучит сильнее, чице, эффектнее, чем в ином сочинении.

Именно эта идеальная оперность партитуры была еще одним доводом Щедрина «за транскрипцию». Механическая передача партии голоса тому или иному инструменту нарушила бы всю гармонию партитуры, порвала бы тончайшие нити всей музыкальной логики Бизе. Опера и балет виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр должен всегда звучать на несколько (радусов «горячее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному.

Родион Щедрин с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, и старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Композитору удалось использовать все виртуозные возможностн выбранного состава.
 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое