Трактовка и исполнение сюит Баха - Третья Сюита

Трактовка и исполнение сюит Баха - Третья Сюита

Можно предположить, что Третья Сюита репрезентирует аффект радости, связанный с эпизодом из Священного писания «Поклонение волхвов».

Третья Сюита Баха связана с эпизодом из Священного писания - Поклонение волхвов

…в Иерусалим из восточных стран прибыли
волхвы и стали спрашивать: где здесь родившийся
Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на
востоке и пришли воздать поклонение Ему…
… се, звезда,  которую они видели на востоке,
шла перед ними, как наконец пришла и остановилась
над домом, где пребывал Младенец. Увидев, что
звезда остановилась, они громко возликовали и в
великой радости вошли вдом, где увидели Младенца
вместе с Мариею,  Матерью Его; пав ниц, они
воздали поклонение Ему и, раскрыв ларцы свои,
преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Затем, получив во сне откровение не
возвращаться к Ироду, иным путём отошли в
страну свою.

(от Матфея Святое Благоповествование)

Предположение о содержании Сюиты основывается на следующих моментах: 
во-первых, музыка Сюиты настолько поражает своим ярким праздничным колоритом, что становится ясно – повод к такой радости отнюдь неординарный.
Во-вторых, начальная фраза Prelude имеет значительное сходство с последними тактами рождественского хорала  «С высот небесных я схожу», разрабатываемого Бахом в Канонических вариациях, и является почти точной вариацией фрагмента в окончании Var.I :

Прим.  43.  М.Лютер.  Хорал "с высот небесных я схожу", 7-9 такты
М.Лютер.  Хорал "с высот небесных я схожу" 

Прим. 44. Prelude (переложение для альта),  1-2 такты

начальная фраза Prelude
 
Прим. 45. И.С.Бах Канонические вариации. Вариация I,  14-17 такты
 И.С.Бах Канонические вариации

Здесь, также, можно вспомнить, что Б.Л.Яворский, изучая цикл ХТК, предположил, что в основе Прелюдии и Фуги  A dur  из 1-го тома лежит ассоциативный образ «Поклонение волхвов».  Любопытно, что фигура «passus durisculus» в басовом голосе указанной Прелюдии почти полностью совпадает с фрагментом Prelude анализируемой Сюиты (тт.66-69):

Прим. 46. Preludio XIX, A dur, 1-2 такты
 

Прим. 47. Prelude (переложение для альта), 66-69 такты, (нижняя строка – схематичное изображение среднего голоса).

 
Наконец,  согласно «теории аффектов», репрезентация одного из основных – «аффекта радости» предполагала «…малое число диссонансов, запрет на их свободное применение, а также на увеличенные и уменьшенные интервалы. «Радостными» считались терция, кварта, квинта, фигура “saltus”. Движение должно быть быстрым, почти без синкоп, размер трёхдольным (tempus perfectum)…   Ликующие возгласы, и распевы, подвижная беглость, «совершенный размер», подчёркнутая консонантность, равновесие скачков и плавного движения заставляют слушателя проникнуться искренним весельем».
Конечно же, многочисленные фигуры переполняют музыкальную ткань, также намекая на тему произведения.
Нисходящий ход, с которого начинается  Prelude, указывает на нисхождение Мессии с небес, а секстаккорд, которым ход заканчивается, является символом «неминуемого свершения».  Этот же тезис звучит в окончании пьесы, создавая, таким образом, обрамляющую арку.
В развитии, следующем далее, большую роль играет число 3 (три) – «Три волхва». При анализе музыкальной ткани видно, что большинство структур подчинено этому числу – почти все секвенции имеют три звена. Исключение представляют лишь две секвенции, которые движутся поступенно вверх и образуют таким образом восходящие тетрахорды. Фигура из четырёх восходящих звуков образует символ «постижения воли Господней». Первый раз такая фигура возникает в секвенции, в тактах 37-44, приводящей к кульминации, за которой следует длинный нисходящий ход на доминантовом органном пункте («catabasis»), который заканчивается фигурой «circulatio» (тт.55-58), обозначающей символ «чаши страданий».  Второй раз символ «постижения воли Господней»  звучит перед завершающим построением и образуется секвенцией, каждое звено которой ещё и содержит, в-целом, три фигуры «креста»:

Прим. 48. Prelude (переложение для альта), 72-75 такты, (нижняя строка – фигура, образуемая ступенями секвенции).
      

Prelude 3-ей виолончельной Сюиты отличается от всех остальных прелюдий цикла тем, что фактура пьесы представляет собой непрерывный ряд шестнадцатых нот от 2-го до 76-го такта, при общем объёме в 88 тактов.  Во всех других прелюдиях, имеющих однородную фактуру, имеются остановки движения или «примеси» других длительностей. В этом смысле её аналогом является Прелюдия из 3-ей Партиты для скрипки solo, которую И.Ямпольский называет «прообразом будущего «Перпетуум мобиле» . Думается, однако, что соотношение произведений Баха с будущими «Вечными движениями» не совсем корректно, поскольку пьесы такого плана не несут глубокой смысловой нагрузки и предназначены для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. Прелюды из Партиты и виолончельных Сюит имеют серьёзное содержание, которое не может быть раскрыто посредством простого «чёса», пусть и виртуозного.
При работе над  Prelude из 3-ей виолончельной Сюиты (а также и скрипичной Preludio, из 3-ей Партиты) перед учеником нужно ставить задачу выразительного произнесения каждого мотива в медленном темпе. И, несмотря на то, что токкатный характер пьесы увлекает вперёд, заставить услышать и попытаться выразить проникновенную красоту каждого мелодического оборота путём утрирования (на этапе изучения) фразировки, динамики и агогики.
Вопросы артикуляции здесь необходимо решать также, исходя из оригинальных штрихов. Особенно это касается эпизода в середине части с 45 по 61 такты, где, опять же, исходя из соображений «удобства» редакторами предлагаются различные варианты штрихов:

Прим. 49. Prelude (переложение для альта), 45-46 такты.


 
В примере 49 приводятся оригинальные, «баховские» штрихи. Однако виолончелисты, а за ними и альтисты исполняют этот фрагмент самыми разными штрихами, никак не задумываясь об изначальном замысле автора:

Прим. 50.


Если вслушаться в звучащий результат, то обнаруживается потрясающая разница. Понятно, что трактовки исполнителей совершенно различны, но тем не менее, штрихи создают и определённый эмоциональный эффект. Все легатные штрихи, приведённые в примере 50, звучат гладко, бесконфликтно. Вариант №2 звучит как этюд на «бариолаж». Вариант №3 звучит объёмно, масштабно, но сплошная «легатность» не даёт возможности полноценно выявить эмоциональную составляющую.
Если относительно этого фрагмента можно сказать, что редакторы правят его из соображений «удобства» исполнения, то относительно эпизода, предшествующего ему (такты 37-44)  происходит совершенно непозволительные исправления. В прим.51 приведён авторский вариант штрихов (пунктирная лига – возможное дополнение по аналогии с 37-м т.).  Как уже говорилось, здесь прослеживается фигура «постижения воли Господней», а кроме того, каждое звено заканчивается символом «предопределения, принятием воли Бога» (в прим. 51 отмечен скобкой).  

Прим. 51. Prelude (переложение для альта), 37-40 такты.
 

Из примера видно, что Бах предлагает разные варианты штрихов для нечётных и чётных тактов в этой секвенции, поскольку она (секвенция) двухголосна и голоса необходимо дифференцировать хотя бы разной артикуляцией.  Поэтому  было бы явной ошибкой исполнять весь фрагмент одинаковыми штрихами и, конечно же совершенно нет необходимости их кардинально изменять. И если учесть, что подъём тесситурный требуется сопровождать подъёмом динамическим (далее должна звучать кульминация), а символ «предопределения» требуется произнести более явно, становится очевидным необходимость исполнения «баховскими» штрихами.
Заканчивается Prelude тактом с паузами после пафосного четвертного аккорда. Для того, чтобы не потерять этот высокий уровень эмоционального накала, вступление следующей за ней  Allemande должно произойти без перерыва, сразу после отсчёта паузы из двух четвертей.

 
 
     
   
 
© 2022 Сайт альтистов.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое