Сейчас 59 гостей online





 
 

 
Трактовка и исполнение сюит Баха - Заключение

Трактовка и исполнение сюит Баха - Заключение

Подводя  итог обзору Большого цикла  «6 Сюит для виолончели соло», хочется выразить надежду, что музыкантов заинтересует исполнение этого шедевра как целиком, так и отдельными Сюитами.
В этой связи становится интересной проблема целостности цикла. Можно предположить, что Бах, сочиняя  виолончельные Сюиты, мыслил сочинение цельным, предназначенное для исполнения именно полностью, несмотря на его большую протяжённость.  В этой связи заслуживают внимания воспоминания современников об исполнении Бахом «Хорошо темперированного клавира».  Так, например, А.Швейцер в своём капитальном труде Иоганн Себастьян Бах» пересказывает сообщение автора «Музыкального словаря» Э.Л.Гербера о годах учения своего отца – Иоганнеса Николауса Гербера у Баха: «В часы занятий Бах сам много играл. Гербер, его ученик с 1724 по 1727 год, слышал не менее трёх раз первую часть «Хорошо темперированного клавира» в исполнении учителя; он считал счастливейшими часами своей жизни те, в которые Бах, под предлогом, что не расположен заниматься, садился за один из своих прекраснейших инструментов – и так часы обращал в минуты»55 .  Думается, что замысел больших циклов, как цельных произведений относится не только к «Хорошо темперированному клавиру».

55 А.Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М.Музыка, 1964.,стр.159

Здесь хотелось бы привлечь внимание к интересной особенности конструкции Большого цикла.
В строении Большого цикла рельефно просматриваются два больших, циклических объединения, из трёх сюит каждое.

Первое:

  • 1-я Сюита, G dur,  в-целом имеет светлую, мажорную окраску и спокойный характер.
  • 2-я Сюита, d moll,  трагического звучания и драматического развития.
  • И заключает его 3-я Сюита, C dur, в которой все части, начиная с  Prelude  пронизаны энергией, движением, которое лишь приостанавливается в  Sarabandа.  Яркое, фанфарное звучание завершает Сюиту и  первую циклическую структуру из трёх Сюит.

Второе циклическое объединение имеет сходное строение:

  • 4-я Сюита, Es dur, несёт на себе печать спокойного размышления в ясном мажорном звучании.
  • 5-я Сюита, c moll, написана в тональности, которая, наверное, у всех композиторов служит для изображения самых трагических настроений и событий. И в Большом цикле 5-я Сюита служит драматургическим центром, драматической кульминацией, объединяющим это грандиозное сочинение в одно целое.
  • 6-я Сюита, D-dur ( в переложении для альта - G dur), своим праздничным звучанием  снимает драматическую напряжённость,  завершая таким образом Большой цикл.

В свете вышеизложенного, можно считать желательным исполнение цикла из 6-ти Виолончельных Сюит в одном концерте, однако понятно, что недостаточно подготовленный слушатель не воспримет такой громадный объём музыки, поэтому можно рекомендовать исполнение цикла  в два концерта, в каждом из которых будут по три Сюиты:  №1 - №2 - №3  и  №4 - №5 - №6. 
Наверняка, И.С.Бах специально скомпоновал своё творение в последовательности, которая представляет собой два цикла из трёх Сюит, каждый из которых может быть исполнен в отдельном концерте.

Postscriptum:
Творчество Иоганна Себастиана Баха затрагивало в моей душе какие-то чувствительные струны начиная с того времени, когда у меня в репертуаре впервые появились его полифонические произведения для скрипки solo. Однако, как и у всех тогда, они воспринимались как отвлечённая, «чистая» музыка, имеющая глубокий философский смысл, конкретизация которого какими-либо образами могла только опошлить её и низвести до узко бытового уровня, что подчас и происходит в так называемом «аутентичном» стиле исполнения.  В 1999 году меня заинтересовал цикл из 6-ти виолончельных Сюит, которые очень захотелось исполнить на альте. Одновременно с изучением нотного текста встал вопрос ознакомления с новейшими исследованиями и первая же книга, с которой я ознакомился, а это была работа В.Б.Носиной «Символика музыки И.С.Баха», произвела переворот в моём воззрении на эту тему. Даже фундаментальное исследование А.Швейцера после этого стало читаться по другому. Представляется, что  современному музыканту, для понимания музыки Баха совершенно необходимо изучить труды Б.Л.Яворского, Э.Бодки, Ю.Петрова, других  авторов, да и Швейцера перечитать заново, чтобы осмыслить то, мимо чего когда-то  просто прошли, не заметив важности некоторых моментов.
Ещё мне хотелось бы сказать, что программные идеи, которые были предложены в этой работе, были основаны прежде всего на моих личных впечатлениях и переживаниях от самоё музыки и лишь затем, что говорится,  «подбирались  доказательства».  Поэтому я не могу настаивать на своих предложениях, как на непреложной истине.  Но, тем не менее, мне бы хотелось пожелать, чтобы в основе любой интерпретации музыки И.С.Баха лежало следующее:

«Очевидно, чистой музыкой каждая эпоха называла музыку прошлой эпохи, когда терялось восприятие этой музыки как сегодняшней, когда принципы, её организующие, переставали организовывать восприятие и память. Прелюдии и фуги И.С.Баха из WK, бывшие для Антона Рубинштейна чистейшей «чистой» музыкой, для нас, узнавших замысел Баха – музыкальное отображение его психически-умственной культуры на образах Священного писания, являются  узко – программными произведениями» 56
 (Б.Л.Яворский - из письма С.В.Протопопову)

56 Курсив наш – В.Д.

Postpostscriptum:

“…самое главное для понимания… произведений – это наше внутреннее восприятие музыки. Наряду с сонатами и сюитами для скрипки и виолончели соло, клавикордные произведения относятся к той единственной области творчества композитора, где немного приподнимается покрывало, скрывающее Баха как человека. Пьесы эти – истинные “откровения”, “страницы из дневника”, показывающие нам глубину и нежность, присущие Баху – гиганту. Наиболее верный стиль их исполнения мы найдём, если подойдём к ним с чувством, будто читаем сами себе лирическую поэму или поём для собственного удовольствия без малейшего намерения поразить аудиторию.  Баха называли мастером барокко и даже готики. В свете же нашего исследования … мы с ещё большим основанием можем добавить:

“Бах – романтик!” 57
(Э.Бодки - Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха)

57 Курсив наш – В.Д.

 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Контакты.: +4917628965148    
Ноты для альта, скрипки и многое другое