Вход





Сейчас 95 гостей online





 
 

 

Украшения

Мордент и группетто были широко и часто употребляемыми украшениями в альтовой литературе прошлых веков. Они встречались преимущественно в ариях и медленных частях сочинений, выразительное исполнение которых зависело от вкуса и музыкального чутья артиста. Правда, тогда использование украшений было утрированным, но самый вопрос о них остается неразрешенным, и предстоит разработать ряд правил, которые могли бы служить авторитетным руководством как учителю, так и ученику. В наши дни, как и в прошедшее время, применение украшений в альтовой игре зависит от личной точки зрения преподавателя на этот предмет, и они играются так, как диктует их индивидуальный художественный здравый смысл.
Существует несколько разновидностей орнаментики в альтовой музыке; при арпеджиатуре или форшлаге.
Нота перечеркнутая исполняется коротко, в то время как неперечеркнутая заимствует половину своей длительности у предшествующей ей ноты, но таким образом, чтобы общий ритм не нарушался. При этом, разумеется, не учитываются изменения в длительности ноты, у которой половина была заимствована.
Затем следует мордент, состоящий из трех нот в котором акцент неизменно падает на длинную ноту. Эти морденты часто обозначаются специальным знаком.
Основным правилом, которого должны придерживаться играющие медленную пьесу или кантиленную фразу альтисты, является столь же медленное исполнение мордента, для того чтобы оно не противоречило общему характеру музыки.

 Для альтистов   Для альтисток

Пиццикато

Pizzicato, или защипывание струн, иначе говоря приведение их в звучание не смычком, а непосредственно пальцами, является ценным исполнительским эффектом и выполняется двумя способами: правой и левой рукой.
Pizzicato правой руки производится ее первым пальцем; большой палец альтиста служит опорой у края грифа, в то время как первый палец дергает или «защипывает» струну подушечкой, но не ногтем пальца. Струна не должна дребезжать в момент щипка, так как это дает неприятный по окраске звук. Дайте ей прозвучать свободно и полно, защипнув ее в направлении от струны C к струне A, без всякого усилия и всей шириной кончика пальца, но при этом только его подушечки. Pizzicato, извлеченное подобным образом, обладает звучностью, с которой можно сравнить лишь звук арфовой струны, защипнутой пальцем опытного артиста.
Исполненное чисто и отчетливо,, Pizzicato чрезвычайно эффектно как в оркестровых и камерных произведениях, так и в сольных.
Отличным от pizzicato правой руки является стремительное, блестящее pizzicato, извлекаемое пальцами левой руки. Быстрые пассажи pizzicato встречаются в некоторых сочинениях  Защипывая струну левой рукой, оттяните руку влево в положение, прямо противоположное ее обычному. Нет никакого сомнения в том, что для удовлетворительного pizzicato природа должна наделить альтиста соответствующими данными. Так, важную роль при извлечении pizzicato играет качество кожи, покрывающей кончики пальцев. Если кожа исполнителя тонка и мягка, pizzicato не прозвучит; если же подушечки пальцев покрыты более жесткой и упругой кожей, pizzicato получится чистым и сильным.
Пусть не думает ученик, что, сильно «дергая» струну, он извлечет больше звука. Он лишь попусту потратит время на излишнее усилие: единственным результатом последнего будет неприятный, режущий, скрежещущий звук альта, и к тому же кожа пальцев будет так раздражена, что на ней могут появиться волдыри, мешающие играть в течение многих дней. 

Пиццикато

Флажолеты

1. Натуральные флажолеты
На каждой открытой струне альта можно извлечь четыре натуральных флажолета. Флажолеты могут исполняться как указанной в примере аппликатурой, так и другой, в различных позициях, где только пальцы в состоянии извлечь тот же натуральный флажолет.
2. Искусственные флажолеты
Искусственные флажолеты играть труднее, чем натуральные; поэтому необходимы детальные упражнения для их исполнения и достижения настоящего эффекта в флажолетном звучании. Для овладения ими существует одно незаменимое правило: надо упражняться медленно и внимательно следить за тем, чтобы четвертый палец, который в сущности извлекает флажолет (первый палец твердо стоит на месте), слегка касался струны в крайней точке интервала чистой кварты, а также, чтобы это было точно произведено в нужном месте. Малейшее уклонение в отношении интонации отрицательно скажется на звучании флажолета. В таких случаях альтист обычно сваливает вину на дурную погоду, если идет дождь, на сырость, если светит солнце, или, за неимением иных подходящих объектов, на температуру комнаты, в которой приходится играть. Иногда же причиной неудачи становится волос смычка, канифоль и струны. Между тем ошибка обычно происходит по вине четвертого пальца (или первого и четвертого вместе), не попавшего на нужное место.
Последствия подобной ошибки еще более ужасны, когда ход флажолетами встречается в какой-либо части того или иного сочинения,— безразлично, медленной или быстрой. Для избежания всех этих препятствий учащемуся надо предварительно поупражняться в игре чистыми квартами, с тем чтобы пальцы приучились к правильной интонации.
Для большей уверенности следует тренировать четвертый палец до тех пор, пока он не начнет механически опускаться на чистую кварту при любых ключевых знаках, так как искусственные флажолеты играются во всех тональностях.
Что касается смычка, то начало его движения по струнам альта должно быть не напряженным, свободным, не следует бросать смычок на струны. Важнее всего помнить, в связи с этим, что пальцы должны занять нужное положение на струне прежде, чем началось движение смычка. Наблюдайте за тем, чтобы рука подвигалась свободно и постепенно, без помехи со стороны смычка, и лишь тогда начинайте вести последний, когда рука уже находится в желаемом положении. Подобная тренировка сложна, но альтист, стремящийся стать подлинным виртуозом, должен решиться предпринять ее и овладеть ею, если хочет добиться  цели.
звучания двойных флажолетов — выше человеческих сил, и, независимо от опытности и изощренности исполнителя, можно, промахнуться к великому изумлению тех слушателей, которые не знают о настоящей причине случившегося.

 
 
     
 
 
 
© 2017 Сайт альтистов. Работаем уже с 2006 года.    
Ноты для альта, скрипки и многое другое